Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Дом. Семья24 апреля 2017 15:21

Адам и Ева по-русски – история не случившейся любви

Наш колумнист рассуждает о том, почему у русских женщин такая горькая «бабья доля»
"Наши родные мужчины-вурдалаки суть персонажи той самой трагедии, которая разыгралась на российских подмостках последние 100 лет. "

"Наши родные мужчины-вурдалаки суть персонажи той самой трагедии, которая разыгралась на российских подмостках последние 100 лет. "

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Несколько месяцев назад руководство Пермского края выступило с похвальной инициативой - решило поддержать молодых мам. Дело хорошее и заслуживающее всяческого так сказать… Мамочкам край был готов выделять 60 тысяч рублей. Но радовались мамочки рано.

Несколько дней назад уполномоченный по правам ребенка Пермского края обратился к матерям Перми со строгим духовным научением: "Женщина должна прежде всего задуматься, от кого она рожает, и с кем желает связать свою судьбу. Если она встретила мужчину безответственного, извините, значит, это ее выбор, но государство не должно поддерживать эти негативные социальные явления. Это наша принципиальная позиция. Сегодня каждый третий ребенок в крае имеет в графе "отец" прочерк. Но они же не родились от святого духа!"

Выходило, что не все дети оказались милы сердцу пермского руководства, а только те, которые произведены на свет от женщин порядочных, не вертихвосток. Наказывать безответственных женщин уполномоченный предложил рублем – заветные 60 тысяч матерям-одиночкам решили не давать. Мамочки ахнули. Общественность тоже. Пермь вот-вот должна была стать ареной античного конфликта между любовью и счастьем. Но и тут молодым матерям повезло. Местный губернатор приказал пересмотреть морально-нравственные перегибы и уравнять в правах и добродетельных, и порочных.

Однако высоконравственный уполномоченный затронул больную тему. Дело в том, что русским женщинам, ответственные они или легкомысленные, все равно не из кого выбирать. Только 10% российских мужей в состоянии обеспечивать нужды собственных семей. 80% заключенных браков распадается. При этом папа ребенка, даже если он есть, никакой ответственности ни за мать, ни за детей не несет. Средняя сумма алиментов в России составляет всего 1600 рублей. Деньги эти настолько смешные, что 70% мужчин, покинувших свои семьи с детьми, платить их считает ниже своего достоинства. Так что для молодой матери в общем нет никакой разницы – есть у ее ребенка отец или нет. Все равно этого ребенка женщина рожает только для себя. Сама будет его растить, сама обеспечивать, сама учить, как чинить розетку, сама давать подзатыльники за двойки, сама, сама, сама. Мужчина в истории деторождения России выполняет роль чисто физиологическую. И среднестатистическая женщина России это отлично знает. Она с этим фактом давно уже не спорит. Вы плохие, безнравственные, легкомысленные дуры! – верещит среднестатистический мужчина, отказываясь платить алименты и государственные пособия. Ну да, мы плохие, смиренно говорят женщины и отправляются работать в ночную смену – детей же надо кормить. А вокруг мелькают призраки гнусно хохочущих нетопырей и вурдалков. Мы так давно живем с этими нетопырями, что вроде как привыкли: че уж, свои родные вурдалаки, чай, не чужие.

Наши родные мужчины-вурдалаки суть персонажи той самой трагедии, которая разыгралась на российских подмостках последние 100 лет. Как во всех трагедиях, начиналось все хорошо. Жила–была добрая красавица Ева и был у нее мудрый и могущественный муж Адам. Адам трудился на полях страны, пахал, сеял, обеспечивая Еву покоем, богатством и добродетелью, а детей - заботой и научением. И все было бы хорошо, если бы не наступил 1914 год, а за ним и 1917.

Провожая Адама на Первую мировую и Гражданскую войну, Ева в общем предполагала, что дело может кончиться плохо. Но клятвенно обещала ждать, хранить верность и помнить дорогого супруга до самого последнего дня. Ева и подумать не могла занять священное место Адама. Семья в ее понимании могла быть устроена только так: во главе мудрый царь Адам, а она при нем – радость и утешение. Когда Адама застрелили то ли немцы, то ли белые, то ли красные, Ева смиренно взвалила на себя все тяготы хозяйства, но сохранила пустым царский трон супруга. Придет, придет новый Адам и займет священное место хозяина и отца – думала верная Ева.

Так бы все и вышло, если бы не наступил 1941 год. Историческая миссия нового, только что повзрослевшего Адама скорее всего и состояла в том, чтобы занять пустующий престол русской семьи, снять груз с Евиных плеч и восстановить извечную иерархию, но судьба его сложилась по-другому. Второго Адама скосила Вторая Великая война. А баба Ева снова впряглась в тяжкий воз народного хозяйства.

За Первую мировую Россия потеряла 5 миллионов жизней, на Гражданской погибло по разным оценкам от 10 до 16 миллионов. И наконец Великая отечественная унесла почти 28 миллионов. Итого - почти 50 миллионов самых лучших, самых мужественных и самых бесстрашных Адамов страны! Всего за 30 лет!

Потеряв мужа второй раз, бабе Еве некогда было приходить в отчаяние. Надо бы пахать, строить, кормить и рожать новых Адамов. Тем не менее, она почувствовала себя глубоко несчастной – она все делала правильно, хранила зияющую пустоту царского трона, но Адам все не приходил. Мысль плюнуть на традицию и обрести наконец самодостаточность в голову Еве не приходила. Через две войны баба Ева пронесла священный образ Адама, хозяина и царя земли, того самого, которого она запомнила в 14-м году. Бедная одинокая Ева ощущала себя не столько хранительницей очага, сколько хранительницей трона – вот еще немного подождем, помучаемся, и он придет, прекрасный мудрый супруг, который защитит и восстановит божественную справедливость.

К концу войны российская баба Ева уже давно не сомневалась в собственных силах. Проведите в стране вторую индустриализацию, восстановите на скаку разрушенное сельское хозяйство – в таких условиях в свои силы поверит даже скромный русский интеллигент. Послевоенная женщина сомневалась только в том, что так и должно быть. Роль хозяйки поневоле решительно не устраивала бабу Еву. Восстановив страну, Ева не стала восстанавливать собственную целостность. После всех потерь она осталась все той же половинкой, готовой принять, разделить и передать наконец всю полноту ненужной ей власти. Идеал семьи, где главенствует прекрасный и мудрый Адам, русская баба Ева хранила в том же потайном ящичке комода, где лежали похоронки на мужа, отца, брата.

Время шло. Баба Ева давно научилась читать, окончила университет, защитила докторскую диссертацию и возглавила крупный завод. Но только для того, чтобы дождаться. Вся послевоенная Россия, волею судьбы ставшая бабьим царством, превратилась в Ассоль, в одно сплошное ожидание. И вся страна, заливаясь слезами, смотрела в сельском кинотеатре фильм «Москва слезам не верит», где мечта наконец сбывалась.

Но что же в это время происходило с мужчинами? Послевоенные мальчики, воспитанные бабой Евой, унаследовали не реальный опыт отца, не жгучий подзатыльник за первую сигарету, но священный миф о мужчине-герое. Право на царский титул эта послевоенная безотцовщина получала сразу, уже в роддоме, когда акушерка радостно восклицала: «Мальчик!». Отцовская пробитая пулей фуражка сама собой оказывалась на легкомысленной макушке и превращалась в шапку Мономаха.

Увы, не каждому мальчишке суждено стать царем. Женщины об этом догадывались, но мальчики об этом не знали. Вместо опыта они сразу получили славу. А мы получили страну, где на священный, сохраненный Евой трон Адама взошел мелкий капризный избалованный всей женской тоской жулик, вурдалак и нетопырь. О, царь! – восклицают женщины и получают пинок под дых. Мнимый Адам находит в жизни одно простое и естественное удовольствие – напоминать женщине, что она всего лишь баба, а он – царь природы, то бишь мужик. Так бывает. Если долго ждать и верить – увы, так бывает.

Мнимые Адамы сидят на священном троне российского мужчины, утверждая мнимую добродетель. Ожидания Евы не сбылись. Единственное, что ей остается, это смиренно вздохнуть и совершить последний подвиг – обрести самодостаточность. А Адамы… Ну что Адамы? Как-нибудь подтянутся.