Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды28 мая 2017 19:10

Звягинцева за «Нелюбовь» наградили призом в Каннах

Решение жюри под руководством Педро Альмодовара оказалось неожиданно радикальным [видео]
Андрей Звягинцев за свою «Нелюбовь» удостоен Приза жюри - не главного, но очень приятного, подтвердив тем самым свою репутацию не только художника мирового уровня.

Андрей Звягинцев за свою «Нелюбовь» удостоен Приза жюри - не главного, но очень приятного, подтвердив тем самым свою репутацию не только художника мирового уровня.

Фото: REUTERS

По косвенным признакам стало известно, что жюри приняло свой вердикт всего за несколько часов до закрытия. Из чего несложно заключить, что в нем развернулись нешуточные баталии. Победила в них на удивление самая радикальная картина конкурса - "Площадь" (The Square) актуального шведского автора Рубена Эстлунда («Форс-мажор»). Это сатирическая медитация на тему современного искусства и человеческих отношений в «новых» условиях, не предполагающих особой человечности. До какой степени можно терпеть толерантность и вообще делать хорошую мину при плохой игре? Кто еще способен отвлечься от айфона и попытаться спасти кому-то жизнь или просто помочь ближнему? Можно ли еще доверять хоть кому-нибудь? Главный герой, куратор галереи современного искусства, работает над масштабным проектом «Площадь» («святилище доверия и заботы, внутри которого все будут делить равные права и обязанности»), но интеллектуальная деятельность идет в разрез с практикой повседневной жизни, настойчиво подтверждающей, что доверять никому нельзя, да и расслабляться не стоит - ни на улице, ни в постели: любая случайная связь грозит обернуться дискомфортом, провокацией, шантажом.

Режиссер с наградой от жюри.

Режиссер с наградой от жюри.

Фото: REUTERS

Фестивальные жюри редко награждают действительно новаторские, смелые фильмы, выбирая, как правило, произведения, которые по тем или иным причинам устраивают всех. За радикальное решение наградить Эстлунда - одного из немногих авторов, снимающих кино о сегодня, используя современные, а не позавчерашние, драматургические и художественные ходы, жюри Педро Альмодовара можно простить мелкие недочеты. Такие, как присуждение приза за лучшую режиссуру Софии Копполе, непонятно для чего снявшей феминистский римейк одноименного фильма Дона Сигела «Попавший в ловушку» (в российский прокат он выйдет под интригующим названием «Роковое искушение») о раненом капрале, которого во время Гражданской войны Севера и Юга спасли воспитанницы и воспитательницы пансиона благородных девиц, одержимые, как быстро выяснилось, не столько благородством, сколько похотью.

О том, что французы не обидят себя в год юбилея, было ясно заранее. Но Альмодовару удалось удержаться от выдачи «Золотой пальмовой ветви» очередному французскому фильму. Плоска соцреалистическая драма из времен эпидемии СПИДа, «120 ударов в минуту» Робина Кампийо, была вынуждена удовлетвориться вторым по значению Гран-при жюри.

Андрей Звягинцев вместе с членами жюри кинофестиваля - Марен Аде и Гийомом Гальенном

Андрей Звягинцев вместе с членами жюри кинофестиваля - Марен Аде и Гийомом Гальенном

Фото: REUTERS

За женскую роль была вознаграждена кинозвезда Диана Крюгер, впервые сыгравшая в немецком фильме - судебной драме Фати Акина «Из ниоткуда» (Aus Dem Nichts). Крюгер играет немку, чей муж-турок вместе с 6-летним сыном погиб в теракте от рук неонацистов. Правосудие оправдало убийц, и ее безутешной героине приходится взвалить его работу на свои плечи.

Приз за лучшую мужскую роль неожиданно для себя, но ожидаемо для всех, кто видел его работу в картине «Тебя никогда здесь не было», получил выдающийся Хоакин Феникс. В фильме британки Линн Рэмзи специально погрузневший для него актер играет вариацию классической роли Роберта ДеНиро в «Таксисте» Скорсезе - вернувшегося из неких «горячих точек» (где дети убивают друг друга из-за шоколадки) экс-солдата, ныне промышляющего в задыхающемся от криминала и коррупции Нью-Йорке заказными убийствами. Фактически это монофильм, где кроме героя Феникса, обрывков его воспоминаний и снов, а также брутальной дневной деятельности, вообще ничего нет.

Андрей Звягинцев перед церемонией закрытия кинофестиваля в Каннах.

Андрей Звягинцев перед церемонией закрытия кинофестиваля в Каннах.

Фото: REUTERS

Андрей Звягинцев за свою «Нелюбовь» удостоен Приза жюри - не главного, но очень приятного, подтвердив тем самым свою репутацию не только художника мирового уровня, но и крайне удачливого человека: ни один его фильм не уезжал из Каннов без приза. В кулуарах фестиваля судачат о том, что «Нелюбовь» была достойна большего, что сущая правда, и приз за лучшую режиссуру был бы более уместен в руках Звягинцева, чей фильм с первого до последнего дня оставался в лидерах всех рейтингов. Но учитывая, что ничего не досталось такому мэтру, как Михаэль Ханеке, нужно быть благодарным жюри за любую награду.

Андрей Звягинцев в Каннах с членами съемочной группы - Марьяной Спивак и Алексеем Розиным.

Андрей Звягинцев в Каннах с членами съемочной группы - Марьяной Спивак и Алексеем Розиным.

Фото: REUTERS

Специальный приз к семидесятилетию Каннского фестиваля присудили Николь Кидман, работающей стахановским методом и представившей в этом году в Каннах аж четыре свои картины, в том числе «Роковое искушение» и «Убийство священного оленя» грека Йоргоса Лантимоса. Последний фильм вместе с «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмзи разделили приз за лучший сценарий.

Съемочная группа фильма "Нелюбовь" на красной ковровой дорожке Каннского кинофестиваля.

Съемочная группа фильма "Нелюбовь" на красной ковровой дорожке Каннского кинофестиваля.

Фото: REUTERS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Андрей Звягинцев: Я давно выбросил свой телевизор!

В воскресенье будут подведены итоги 70-го Каннского фестиваля. Сейчас, после просмотра почти всей конкурсной программы, можно сказать, что сильнее картины Звягинцева, работы здесь не было. И она, безусловно, достойна одной из главных наград - «Золотой пальмовой ветви» включительно.(подробсности)

КСТАТИ

Канны-2017: Еще раз про нелюбовь

Стас ТЫРКИН

В программе «Особый взгляд» рифмой к фильму Андрея Звягинцева «Нелюбовь» стала картина мексиканца Мишеля Франко "Дочери Абриль" (Las hijas de Abril) - возможно, лучшая у этого режиссера. 17-летней Виктории нравятся половые сношения с ее бойфрендом, но к их последствиям в виде вечно орущего ребёнка она совершенно не готова. На выручку в прелестный домик у моря из столичного Мехико-сити приезжает умудрённая опытом, но все ещё не траченная молью мамаша Абриль (Эмма Суарес из "Джульетты" Альмодовара) (подробности)