Андрей Звягинцев за свою «Нелюбовь» удостоен Приза жюри - не главного, но очень приятного, подтвердив тем самым свою репутацию не только художника мирового уровня.
Фото: REUTERS
По косвенным признакам стало известно, что жюри приняло свой вердикт всего за несколько часов до закрытия. Из чего несложно заключить, что в нем развернулись нешуточные баталии. Победила в них на удивление самая радикальная картина конкурса - "Площадь" (The Square) актуального шведского автора Рубена Эстлунда («Форс-мажор»). Это сатирическая медитация на тему современного искусства и человеческих отношений в «новых» условиях, не предполагающих особой человечности. До какой степени можно терпеть толерантность и вообще делать хорошую мину при плохой игре? Кто еще способен отвлечься от айфона и попытаться спасти кому-то жизнь или просто помочь ближнему? Можно ли еще доверять хоть кому-нибудь? Главный герой, куратор галереи современного искусства, работает над масштабным проектом «Площадь» («святилище доверия и заботы, внутри которого все будут делить равные права и обязанности»), но интеллектуальная деятельность идет в разрез с практикой повседневной жизни, настойчиво подтверждающей, что доверять никому нельзя, да и расслабляться не стоит - ни на улице, ни в постели: любая случайная связь грозит обернуться дискомфортом, провокацией, шантажом.
Режиссер с наградой от жюри.
Фото: REUTERS
Фестивальные жюри редко награждают действительно новаторские, смелые фильмы, выбирая, как правило, произведения, которые по тем или иным причинам устраивают всех. За радикальное решение наградить Эстлунда - одного из немногих авторов, снимающих кино о сегодня, используя современные, а не позавчерашние, драматургические и художественные ходы, жюри Педро Альмодовара можно простить мелкие недочеты. Такие, как присуждение приза за лучшую режиссуру Софии Копполе, непонятно для чего снявшей феминистский римейк одноименного фильма Дона Сигела «Попавший в ловушку» (в российский прокат он выйдет под интригующим названием «Роковое искушение») о раненом капрале, которого во время Гражданской войны Севера и Юга спасли воспитанницы и воспитательницы пансиона благородных девиц, одержимые, как быстро выяснилось, не столько благородством, сколько похотью.
О том, что французы не обидят себя в год юбилея, было ясно заранее. Но Альмодовару удалось удержаться от выдачи «Золотой пальмовой ветви» очередному французскому фильму. Плоска соцреалистическая драма из времен эпидемии СПИДа, «120 ударов в минуту» Робина Кампийо, была вынуждена удовлетвориться вторым по значению Гран-при жюри.
Андрей Звягинцев вместе с членами жюри кинофестиваля - Марен Аде и Гийомом Гальенном
Фото: REUTERS
За женскую роль была вознаграждена кинозвезда Диана Крюгер, впервые сыгравшая в немецком фильме - судебной драме Фати Акина «Из ниоткуда» (Aus Dem Nichts). Крюгер играет немку, чей муж-турок вместе с 6-летним сыном погиб в теракте от рук неонацистов. Правосудие оправдало убийц, и ее безутешной героине приходится взвалить его работу на свои плечи.
Приз за лучшую мужскую роль неожиданно для себя, но ожидаемо для всех, кто видел его работу в картине «Тебя никогда здесь не было», получил выдающийся Хоакин Феникс. В фильме британки Линн Рэмзи специально погрузневший для него актер играет вариацию классической роли Роберта ДеНиро в «Таксисте» Скорсезе - вернувшегося из неких «горячих точек» (где дети убивают друг друга из-за шоколадки) экс-солдата, ныне промышляющего в задыхающемся от криминала и коррупции Нью-Йорке заказными убийствами. Фактически это монофильм, где кроме героя Феникса, обрывков его воспоминаний и снов, а также брутальной дневной деятельности, вообще ничего нет.
Андрей Звягинцев перед церемонией закрытия кинофестиваля в Каннах.
Фото: REUTERS
Андрей Звягинцев за свою «Нелюбовь» удостоен Приза жюри - не главного, но очень приятного, подтвердив тем самым свою репутацию не только художника мирового уровня, но и крайне удачливого человека: ни один его фильм не уезжал из Каннов без приза. В кулуарах фестиваля судачат о том, что «Нелюбовь» была достойна большего, что сущая правда, и приз за лучшую режиссуру был бы более уместен в руках Звягинцева, чей фильм с первого до последнего дня оставался в лидерах всех рейтингов. Но учитывая, что ничего не досталось такому мэтру, как Михаэль Ханеке, нужно быть благодарным жюри за любую награду.
Андрей Звягинцев в Каннах с членами съемочной группы - Марьяной Спивак и Алексеем Розиным.
Фото: REUTERS
Специальный приз к семидесятилетию Каннского фестиваля присудили Николь Кидман, работающей стахановским методом и представившей в этом году в Каннах аж четыре свои картины, в том числе «Роковое искушение» и «Убийство священного оленя» грека Йоргоса Лантимоса. Последний фильм вместе с «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмзи разделили приз за лучший сценарий.
Съемочная группа фильма "Нелюбовь" на красной ковровой дорожке Каннского кинофестиваля.
Фото: REUTERS
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Андрей Звягинцев: Я давно выбросил свой телевизор!
В воскресенье будут подведены итоги 70-го Каннского фестиваля. Сейчас, после просмотра почти всей конкурсной программы, можно сказать, что сильнее картины Звягинцева, работы здесь не было. И она, безусловно, достойна одной из главных наград - «Золотой пальмовой ветви» включительно.(подробсности)
КСТАТИ
Канны-2017: Еще раз про нелюбовь
Стас ТЫРКИН
В программе «Особый взгляд» рифмой к фильму Андрея Звягинцева «Нелюбовь» стала картина мексиканца Мишеля Франко "Дочери Абриль" (Las hijas de Abril) - возможно, лучшая у этого режиссера. 17-летней Виктории нравятся половые сношения с ее бойфрендом, но к их последствиям в виде вечно орущего ребёнка она совершенно не готова. На выручку в прелестный домик у моря из столичного Мехико-сити приезжает умудрённая опытом, но все ещё не траченная молью мамаша Абриль (Эмма Суарес из "Джульетты" Альмодовара) (подробности)