Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+12°
Boom metrics
Здоровье5 декабря 2020 9:00

Врач назвала необычные и страшные последствия коронавируса

«Комсомолка» поговорила с инфекционистом, кавалером ордена Пирогова Миланой Кадыхаджиевой
Милана Кадыхаджиева 9 месяцев провела в «красной зоне»

Милана Кадыхаджиева 9 месяцев провела в «красной зоне»

Фото: Иван МАКЕЕВ

Инфекционист Республиканского центра инфекционных болезней в Чечне Милана Кадыхаджиева работает в «красной зоне» с 20 марта. Именно она выявила коронавирус у первого заболевшего в Чечне, переболела сама и прекрасно изучила новую болезнь.

– Кашель, внезапно появившаяся одышка, потеря обоняния и вкуса, температура, странная тяжесть в груди. Такая, что хочется постучать по ней, чтобы прошло - все это яркие симптомы коронавируса, с которыми обязательно обращаться к участковому врачу, вызывать на дом. Объяснять свои ощущения лучше подробно. К сожалению, у нас множество примеров, когда люди пренебрегают этим. Лечатся дома, пользуясь советами соседей, знакомых, родных. Пробуют десятки препаратов, которые кому-то помогли, и только ухудшают состояние. А потом все равно поступают к нам, но уже в гораздо более тяжелом состоянии, – рассказывает Милана Кадыхаджиева.

Милана ушла в «грязную зону» с первым пациентом

Милана ушла в «грязную зону» с первым пациентом

Фото: Личный архив героя публикации

По ее словам, тест ПЦР не всегда показывает коронавирус. Поэтому человеку с явными симптомами после 5-7 дней болезни желательно сделать КТ, чтобы исключить скрытую пневмонию. Ранняя диагностика снижает шансы более тяжелого течения болезни и осложнений.

– В первую очередь, фиброза тканей, когда часть легких перестает функционировать, – объясняет медик. – Он характерен в основном для пациентов с поражениями более 75%. Для остальных форм характерны общая слабость, утомляемость, частые головные боли и очень длительный кашель. Если вы замечали нечто подобное в последнее время, то, вероятно, вы переболели коронавирусом в легкой форме.

Милана Карыхаджиева с подарками от главы Чечни Рамзана Кадырова после получения ордена Пирогова

Милана Карыхаджиева с подарками от главы Чечни Рамзана Кадырова после получения ордена Пирогова

Фото: Личный архив героя публикации

Частый спутник ковида – страх.

– Часть пациентов после терапии и ИВЛ боится задохнуться во сне. Они помнят, как задыхались ночами на пике болезни и не хотят отказываться от аппаратов искусственного дыхания. Это чаще встречается у мужчин и людей в возрасте. Другие боятся перевода на ИВЛ. У нас лежал дедушка. Тяжелый. Но напрочь отказывался от ИВЛ. Боялся, что никогда больше не сможет самостоятельно дышать. Приходилось часами стоять над ним и уговаривать, а он ворчал и спрашивал, когда закончится моя смена и я, наконец, от него отстану. Пациенты в подавленном состоянии могут бояться всего, даже защитных костюмов. В случае с коронавирусом страх губителен. Положи среднетяжелого пациента в одну палату с тяжелым, и он очень быстро «отяжелеет». Поэтому психологическая поддержка стала частью нашей работы, а мы все – немного психологами. Те, кто лучше справляются со страхом, легче переносят болезнь. Поэтому мой совет: если у вас выявили болезнь, не бойтесь и не паникуйте. Соблюдайте рекомендации, а мы, врачи, сделаем все, чтобы вас не потерять. Поверьте, каждый ушедший за эти девять месяцев – рана на нашем сердце.

Из необычных последствий Милана отмечает икоту.

– Неоднократно встречали такую странную реакцию даже после выписки, – говорит она.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

«Наше главное оружие буквально убивало людей»: врач назвала фактор, повышающий смертность от коронавируса в несколько раз

– То, что я сейчас буду рассказывать, больше похоже на военные хроники, но и мы здесь все, как на войне. Мне сложно сказать, сколько я выплакала за это время, с марта по ноябрь, – рассказывает Хеда Шамаева, заведующая отделением анестезиологии и реанимации 4-й клинической больницы города Грозный. – Мы теряли пациентов, коллег, болели сами, а поздним вечером, когда выползали после 12 ночи из «красной зоны», праздновали такие важные победы (подробности).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Меня это спасло от ИВЛ»: пациентка с 70-процентным поражением легких рассказала

Людмиле Яременко 74 года. Как пожилой врач-терапевт она в первые месяцы пандемии работала на удаленке. Когда ситуация немного утихла, вышла на приемы в 9 поликлинику Ставрополя. Однако женщина заразилась коронавирусом не на работе, а в гостях (подробности).

КСТАТИ

«Коронавирус непредсказуем»: медик рассказала о внезапной гибели выздоравливающих больных

Самолечение антибиотиками в пандемию усложняет и без того нелегкий труд врачей. Как известно, бесконтрольный прием антибактериальных препаратов нередко провоцирует устойчивость к ним микроорганизмов. Сегодня, говорят в COVID-госпитале Ставрополя, эта проблема — налицо (подробности).