Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Звезды27 мая 2014 10:40

Мария Семенова: «Посмотрите мне в глаза – я и есть Волкодав»

Автор знаменитой книги дала интервью корреспонденту "КП"
Автор "Волкодава" писатель Мария Семенова

Автор "Волкодава" писатель Мария Семенова

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Первый «Волкодав» питерской писательницей был написан почти 20 лет назад, затем вышло еще несколько книг – в них был тот же главный герой и они были так свежи, необычны и популярны, что вопрос экранизации решился быстро – сначала вся страна смотрела фильм «Волкодав из рода Серых Псов», а затем и сериал. Прошло целое десятилетие, прежде чем Семенова написала долгожданное продолжение – «Волкодав. Мир по дороге». Почему она молчала, о чем новая книга и почему древние славяне круче древних греков, Мария Семенова рассказала «Комсомолке».

- Мария, у вас есть детективы, исторические романы и даже энциклопедия по культуре славян. Но вы вернулись к фантазийному «Волкодаву»…

- Это возвращение - торжественно-радостно-траурное, поскольку теперь, в шестой книге, со своим героем я окончательно рассталась, хотя замок размером с арбуз я на эту дверь не вешаю. Успех, пришедший 20 лет назад, связан с чудовищным валом переводного фэнтези, когда народ объелся по самое не балуйся эльфами, гоблинами, принцессами и драконами. А другого ассортимента просто не было! И тут вдруг появляется мой квазиславянский персонаж в родном антураже. И народ сказал «О! Это по-нашему». А большой перерыв связан с нелегким периодом в моей жизни - трудно и постепенно уходили мои родители. А я с ними была очень близка и крайне тяжело переживала - не стало ради кого жить. Я думала, что все - отписалась. Доживу как-то оставшийся мне век и все. Слава богу, в договоре с издательством о продолжении «Волкодава» не стоял срок. Но совесть меня заела, и тут произошло нечто! Явился Волкодав, натурально подпер меня плечом и поволок за шкирку на поверхность из той пропасти, где я пребывала. Это разогнало мою психикутак, что чуть не написала еще одну книгу - встык.Но потом мне понадобилось не меньшее усилие, чтобы персонажа отпустить.

Гоблины в лаптях

- Продолжение «Волкодава» - оно о чем?

- Это не продолжение, строго говоря. Тут нет прямой хронологической связи. Это рассказ о его генетических предках. Какими по отношению к нам, например, являются древляне, поляне, анты. В моей «волкодавской серии» есть упоминания о том, что некогда произошла вселенская катастрофа, потом наступила многолетняя зима и всем было очень плохо. И новая история начинается, когда со времени этого космического столкновения пошло 7 лет. В центре повествования два брата - один у родителей родной, другой - приемный.

Они трагически разлучены и каждый проходит свой путь.

- А потом встречаются...

- А вот не скажу! Там будет все очень непросто и пару раз читатель будет коварно обманут -будет думать, что все повернется так и так - а на самом деле шиш!

- Вы педалируете тему славянской культуры и идентичности, а с другой стороны, есть бешено популярная «Игра престолов», и вы наверняка ее смотрите. Может ли экранизация «Волкодава» быть такой же крутой по популярности?

- «Педалирую»? А если бы я писала мейнстрим про эльфов и гоблинов - вы бы сказали что я педалирую эльфийскую тему? Но мне просто неинтересно про это писать. Я по восемнадцать раз съеденными бутербродами не питаюсь. Мне интересно, то про что другие не хотят или не могут рассказаь. На хвосте первого «Волкодава», если помните, расплодилось масса а-ля-славянских героев, и почему-то все на букву «В». А не пошло! Потому что для написания фэнтези надо не только дедушку Толкиена читать, который был хорош, потому что стоял на многомильных пластах западно-европейской этнографии. Для славянского фэнтези недостаточно просто эльфов в лапти переобуть - надо знать историю, этнографию, антропологию, оружием заниматься, геральдикой, нумизматикой. Ты должен знать, как изба строилась! И как эту избу осмысляли. Какое значение имела элементарная ложка в жизни древних славян. Народ же не дурак. Когда ты это знаешь, то интересные сюжетные ходы сами собой образуются. Фэнтези - вполне адекватный жанр, чтобы рассказать о культуре древних славян. Средствами исторического романа далеко не все удается показать.

- А что не удается?

- Когда древний человек смотрел в небо, он совершенно реально видел там и валькирий, летящих к полям битв, и Перуна на колеснице, и чего только не видел! Вот пример: могучий здоровый воин африканского племени съев ананс, узнает, что этот ананас - священный и предназначался вождю. И этот здоровяк в ужасе умирает - без всяких физиологических причин. То, что для нас выдумка, для них - объективная реальность. Поэтому я не раз слышала, как говорят, что мое фэнтези о Волкодаве гораздо историчнее кучи исторических романов.

Айкидо, лошади и компьютер

- А вы сами где эти все знания взяли? Вы же компьютерщик, с чего вдруг?

- Инженер-электрик со специализацией ЭВМ, и о техническом образовании не жалею. Но я с «подстольного» возраста знала, что хочу сочинять истории, и для писательства все взяла самоучкой. Просидела несметное количество штановв библиотеках, когда интернета еще и в проекте не было. У меня был первый в Питере компьютер – самодельный, величиной с комнату с джунглями проводов. Детали покупала на черном рынке, который разбегался при появлении милиции. И я хотела испытать все то же, что и мой герой. И вот ради Волкодава толстая тетка в 35 лет пошла заниматься айкидо, чтобы понять воинский тип мышления. А в 38 эта же тетка, помирая от ужаса, полезла на лошадь - ну персонажи ведь либо дерутся, либо скачут, либо под парусом ходят. Но я в юности с отцом ходила на парусной яхте и хохочу теперь, читая иные парусно-морские описания или про скачки на лошадях.

- Но многие отмечают, что на нашего архетипичного Илью Муромца ваши венны (племя из мира Волкодава – прим. КП) не похожи.

- А почему мой герой должен быть похож на какой-то архетип? Это нормальный живой человек, со своей судьбой и генетическим наследием – и оно не обязательно наследие Ильи Муромца. Это все равно, как если через тысячу лет писали бы про Ельцина или Горбачева, вуверенности, что только такие россияне и жили в «древнем 20 веке». А про нас-то с вами кто напишет? Мне интереснее не геополитические вихри, а что человек ел на завтрак и как выглядела его миска. Да и я, как видите, тоже не Аленушка с русой косой.

- Да. Вы сильно отличаетесь от основной массы. У вас свой имидж - рокерско-татуированный. Не сложно вписываться в социум?

- Слово имидж я не люблю. Но один раз употребила как оружие. Однажды меня пригласили на какую-то передачу и я пришла - как умная Маша, в майке с принтом ротвейлера. Мнея тут волокут в гардеробную и начинают совать мне что-то сомнительное. Оказывается, я к их диванам по цвету не подхожу. И тут я гордо встала и говорю: «У меня имидж!». От меня сразу отстали. А вообще, я может, и нестандартно выгляжу, но мой внешний вид соответствует тому, как мне удобно и внутреннему состоянию тоже. А татуировка у меня поминальная, в память о дорогих мне существах розочка - маме, василек для отца и еще две моих собаки. Она на внутренней стороне руки и я ее не афиширую.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

«Могу и дом построить»

- Ваша мама-биолог, а отец?

- Уникальный человек. Он 1925 года рождения и в два года перенес полиомиелит. Не знал, что такое бегать и прыгать. Зато овладел по журналам радиоделом. Деда, красного командира в 30-х расстреляли и семью из Кронштадта вышибли в Ярославль. И оттуда из 9 класса вот этот хромой мальчик идет в армию. Причем не писарем, а в разведку! Потом учится в одесском политехническом и становится профессором, доктором технических наук. И отец никогда не ныл по поводу больной ноги. А все герои моих ранних романов были хромые! Все по Фрейду. Первая повесть, с которой я пришла в издательство называлась «Хромой кузнец».

- Так вам есть в кого быть личностью. Говорят, вы даже дом своими руками построили.

- Дом пока не построила - но если припрет, так смогу и дом. Но живу все время за городом. Топлю печь, готовлю только на ней- - один в один древнерусская хлебная печь и вот ее я делала сама. Научилась правильно рубить и класть кирпичи. По всем хозяйственным делам хожу по двору босиком – даже по снегу. Мои герои живут в условиях перманентной зимы - так там же обуви не напасешься - и если могут, ходят босиком. Поэтому я покатывалась со смеху, когда смотрела сериал «Молодой Волкодав» - там герой в одних и тех же сапогах ходил. Так что я иду по поселку в ноль градусов босиком и шофер из встречного КАМАЗа вываливается при виде меня из кабины. Так что у меня еще и имидж деревенского дурачка.

Чем мы лучше?

- Теперь я понимаю, что в «Волкодаве» - почти все автобиографическое.

- Ну в общем перед вами Волкодав и сидит. Я отовсюду торчу как сучок из бревна, меня всегда интересовало что-то другое - не то, что нормальных людей интересует. Все, например, твердят, что Древняя Греция и Древний Рим - вот это интересно! А древние славяне – туда не ходи. Поэтому я сначала туда носом, потом лопатой, а потом экскаватором. И когда говорят, что Перун это славянский Зевс, я раздражаюсь от такого примитива. Другие рассказывают, что капуста на Русь попала из Рима, сметана - с Балкан. Послушать иных умников, так древние славяне только еловыми шишками питались и там же на елке и жили. Или вот поясная сумка – считается, что это с Запада к нам пришло, а тем не менее точно такие же носили в Древней Руси. Карманов на одежде не было и русичи придумали такой поясной кошель. И если поскрести, то многие западные веяния окажутся вполне себе наши.

- Ну а что в славянской крови есть такого, чего нет у других? Чем мы отличаемся?

- Любой народ отличается от других. Знаете, как я для себя формулирую национальную идею? Высший ее пик, по-моему, это когда вовремя войны фашист кричал: «Русский Иван, сдавайся!» - казахи и татары, сидевшие в окопах, кричали с гордостью в ответ: «Мы, русские, не сдаемся!» И когда прозрачных блокадных ребятишек из Ленинграда привозили в Среднюю Азию и там их мгновенно растаскивали по домам и выкармливали, никто не вопил, что русских деток начнут в ислам обращать. Вот как выражается настоящая национальная идеяв высшем смысле. Слияние. Это как все религии с разных сторон стремятся к одной сияющей вершине. И лупить соседа по башке - мол, у тебя тропинка к свету кривовата - это верх маразма.