Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика2 мая 2015 8:10

Почему трагедия в Доме Профсоюзов - это "Норд-Ост" для Украины

Наш колумнист - о громкой трагедии, произошедшей в Одессе ровно год назад
Наш колумнист решился поставить в один ряд трагедию "Норд Оста" и события 2 мая 2014 года в Одессе. ФОТО: БЕРОЕВА Нигина/ГУСЕВА Евгения

Наш колумнист решился поставить в один ряд трагедию "Норд Оста" и события 2 мая 2014 года в Одессе. ФОТО: БЕРОЕВА Нигина/ГУСЕВА Евгения

19 октября 2001-го года состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост». Это было впечатляющее представление: впервые на российской сцене был поставлен мюзикл по всем Бродвейским рецептам. Постановка обошлась создателям в 4 млн. долларов. Вложения были рассчитаны на долгий срок. Спектакль должен был идти годами.

Но сегодня для каждого жителя России «Норд-Ост» никак не ассоциируется с прекрасной хореографией, с режиссерскими находками, даже с романом Каверина «Два капитана». Ассоциации одни: трупы, террористический акт, мрак, ужас, чернота.

Надо сказать, что после событий на Дубровке создатели спектакля не оставляли попыток его возродить. Сначала в Москве, потом в гастролях по всей стране. Ничего не получалось. Кому же хочется смеяться и аплодировать на представлении, которое накрепко связано с одной из самых черных страниц в нашей новейшей истории?

В Беслане сегодня живет 36 тысяч человек. Обычной жизнью, которой живут все российские провинциальные города. С таким населением их в нашей стране около 700. Но и Беслан навсегда связан с трагедией, которая там произошла.

Одесса тоже была для нашей страны необычным городом. С Одессой всегда ассоциировалась у нас обширная литературная традиция. Этот город был одной из культурных столиц Российской Империи. Мирового значения. Коляска на Потемкинской лестнице Эйзенштейна есть во всех кинематографических учебниках. Катаев, Олеша, Ильф и Петров, Жванецкий - и многие другие - долгие годы составляли отдельное и весьма сильное течение в нашей культуре.

Но теперь всему этому конец. Одесса навсегда (или на очень долгое время) будет ассоциироваться у нас с погромом в Доме Профсоюзов. Второе мая теперь - это монументальная гранитная дата.

Вовсе не Крым расколол вновь наше общество. В Крыму, к счастью, крови не пролилось. За это можно сказать «спасибо» и вежливым людям, и самим крымчанам, и даже военнослужащим ВСУ. Никто не стал стрелять друг в друга. В Крыму мы еще были братьями. Поэтому те, кто считает, что Крым воссоединился с Россией незаконно, не воспринимаются чужими людьми. Просто у них вот такое вот мнение. Они в меньшинстве, но имеют право.

А вот Одесса стала разграничительной линией. Это был пролог к тысячам смертей на юго-востоке Украины. Одесса навсегда развела нас с Западом и с той частью нашего общества, которая называет себя либеральной. Не о чем больше разговаривать. Нет предмета для дискуссий.

Мы все видели, как добивали умирающих людей перед Домом Профсоюзов. Мы смотрели это онлайн. Но мир не вздрогнул. В тюрьме оказались не те, кто убивал, а те, кого убивали. В Одессе мы увидели лицо нашего прежнего врага - мы его не добили в сорок пятом, он снова здесь, и те миллионы, которые погибли в Великой Отечественной, не встанут, чтобы нас защитить. Мы одни, кроме нас, никого нет. Пришла наша очередь.

При этом, не следует кидать камень в одесситов, которые всем городом не стали на дыбы после того кошмара, который у них произошел. Люди - это люди, со своими слабостями. То, что случилось в Одессе - это шок, такого никто не ожидал. Никто не знает, как поведет себя каждый из нас в подобной ситуации. Но теперь прошел год, и мы отчетливо поняли все. И войска ВСУ перед Домом Профсоюзов в годовщину трагедии нас уже не удивляют.

Мы - это страна, победившая нацизм. Наши власти могут иметь свое представление о политических процессах. Но наше общество никогда не смирится с тем, что на Украине действует та власть, которая действует.

Вечная память погибшим в Одессе. Мы их никогда не забудем. Их смерть не будет напрасной.

ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦА

Спецкор "Комсомольской правды" Нигина Бероева: Ради памяти о погибших нужно просто остановить эту войну

«Я хочу это развидеть и расслышать», - написала я после той жуткой командировки в Одессу год назад. Прошел год, мне это так и не удалось сделать.

Помню первые кадры, которые появились в сети. Обожженные тела. Помню, как в первую минуту это казалось новостной уткой. Помню ужас, когда поняла - все правда.

Я прилетела в Одессу ночью с 3 на 4 мая. О столкновениях на Греческой улице можно было судить по пулевым отверстиям в стенах, по следам огня на улице. Именно здесь все началось. Участники марша евромайдановцев, в числе которых были и футбольные фанаты, сошлись со своими идеологическими противниками – антимайдановцами. Провокации, коктейли Молотова, выстрелы, беспорядки. Здесь появились первые жертвы (подробности).

ЕЩЕ МНЕНИЕ Год нашему горю Олег ЦАРЕВ Теперь мы знаем, как это бывает — когда погибли люди, но сама память о них фактически находится под запретом, а их убийцы гуляют на свободе. Теперь мы знаем, как это бывает — когда нет ни суда, ни закона, ни справедливости. Что случилось в тот день? После дневных столкновений одесских дружин Антимайдана с нацистами и футбольными фанатами на Греческой площади толпа евромайдановцев пришла на Куликово поле, быстро уничтожила палаточный лагерь Антимайдана, а затем осадила Дом Профсоюзов, в котором укрылись его сторонники (подробности)

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Год нашему горю

Олег ЦАРЕВ

Теперь мы знаем, как это бывает — когда погибли люди, но сама память о них фактически находится под запретом, а их убийцы гуляют на свободе. Теперь мы знаем, как это бывает — когда нет ни суда, ни закона, ни справедливости. Что случилось в тот день? После дневных столкновений одесских дружин Антимайдана с нацистами и футбольными фанатами на Греческой площади толпа евромайдановцев пришла на Куликово поле, быстро уничтожила палаточный лагерь Антимайдана, а затем осадила Дом Профсоюзов, в котором укрылись его сторонники (подробности)