Премия Рунета-2020
Волгоград
+2°
Boom metrics
Победа6 мая 2015 8:00

«Я пишу тебе с фронта, родная…»

«Комсомолка» почитала письма, которые писали с передовой защитники Сталинграда
Ольга МАРКЕЛОВА
Письма, написанные больше 70 лет назад.

Письма, написанные больше 70 лет назад.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Письма с фронта - единственная ниточка, которая связывала солдат с их родными, близкими, любимыми. Сегодня благодаря им мы можем узнать подлинную историю войны и понять, о чем думали и мечтали солдаты - защитники Сталинграда. А думали они о тех, кто ждал их дома, о будущем и о судьбе страны.

И даже не смотря на то, что все письма внимательно читали цензоры, бойцы не скрывали эмоций и чувств. Ведь каждое из писем могло стать последним.

«Покуда течет кровь в моих жилах и бьется сердце…»

Петр Фомин писал письма жене Анне.

Петр Фомин писал письма жене Анне.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Заместитель командира эскадрильи 312-го штурмового авиаполка 8-й воздушной армии капитан Петр Фомин писал проникновенные письма своей жене Анне, которая прошла войну младшим лейтенантом медицинской службы.

«Здравствуй, родная Анечка! Сегодня день у меня исключительный - от тебя пришло письмо. Конечно, как водится, ровно 20 минут пришлось лезгинку оттанцевать или письмо не дадут. Ты представляешь мой восторг, когда я увидал своими глазами знакомый почерк. И теплые ласковые слова, где сказано, что моя крошка здорова».

Летчик скупо рассказывал в письмах о себе и все время спрашивал о здоровье и переживаниях Анны:

«Ты просишь не беспокоиться за тебя, но ты не обижай. Покуда течет кровь в моих жилах и бьется сердце - я буду беспокоиться за тебя. Милочка, прошу, береги здоровье, мы еще покажем, как нужно жить, все трудности перенесем. Ты же убеждена в этом, правда?»

Чтобы супруга не волновалась, Петр Фомин скрывал до последнего даже свои ранения:

«За то, что вовремя не сообщил о ранении, не обижайся. Я понимал всю твою напряженность, а в огонь керосин лить нельзя. Было время, когда я сам не знал исхода - ранили пулей в шею. Было, надо сказать, сложновато, но профессор сделал чудо. Сейчас шрам поперек шеи, близко с первым ранением».

И тут же волновался за супругу:

«Ты постарайся хоть немного отметить день 1 Мая, а то я знаю, кому май, а кому слезы. Береги здоровье, а уже в 1943 май отметим вместе с треском».

25 июня 1942 года Фомин был сбит под Москвой и попал в плен. Летчик готовил побег, но подкоп обнаружили, и его и еще 100 заложников направили в концлагерь «Дахау». 23 февраля 1944 года Петр Фомин был казнен.

Анна Фомина узнала о гибели мужа только спустя 40 лет. Все это время женщина не теряла надежды увидеть супруга.

«Особенно рад был тому, как ты обрисовала Левочкину руку и ножку»

Василий Заболотнев каждое свое письмо семье начинал одинаково:  «Здравствуйте, дорогая жена Валечка и сынок Левочка.

Василий Заболотнев каждое свое письмо семье начинал одинаково: «Здравствуйте, дорогая жена Валечка и сынок Левочка.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Василий Заболотнев, пулеметчик 34-го полка 13-й Гвардейской стрелковой дивизии, каждое свое письмо семье начинал одинаково:

«Здравствуйте, дорогая жена Валечка и сынок Левочка. Примите от своего отца и мужа пламенный красноармейский привет и много наилучших пожеланий».

Он очень переживал за жену и сына, и даже слегка ревновал.

«Валечка, береги сына как саму себя, ухаживай за ним, как ухаживала за мной. Уважай меня, не заинтересовывайся другими. Будь, как и была до того, как я ушел».

Писать письма жену красноармеец просил как можно чаще:

«Валечка, пиши письма, прошу, не дожидаясь ответа».

И жена выполняла просьбу мужа.

«Валечка, получил от тебя два письма, за которые очень благодарю. Особенно рад был тому, как ты обрисовала Левочкину руку и ножку».

О себе же Василий Иванович писал скромно и скупо:

«Валечка, на днях получаю награду за отвагу и кое какие значки уже получил… Я пока жив. Здоров, не болею».

«Кого ждут и любят по-настоящему,.. того не коснется смерть»

Константин Растопчин адресовал все свои послания возлюбленной Татьяне.

Константин Растопчин адресовал все свои послания возлюбленной Татьяне.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Командир 133-й танковой бригады Константин Растопчин познакомился с доктором Татьяной Смирновой, когда весной 1943-го залечивал в госпитале свои раны. Он влюбился в доктора с первого взгляда, но признался ей в этом только в переписке. Он не хотел смущать возлюбленную, боялся ее потерять. Поначалу Татьяна не отвечала ему взаимностью и ругала за фамильярность.

«Таня, здравствуй! Обрадовала ты меня сегодня несказанно. Получил твое теплое, ругательное письмо от 27.9.43, которому сердечно рад и за которое искренне благодарю».

«Большое спасибо за признание в том, что ко мне ты относишься, как к другу. Иного я от тебя не ждал и не надеялся на большее. Спасибо! Но я знаю, что большая дружба живет рядом с чем-то другим... Не буду останавливаться на данном вопросе. Мы друзья. И этого пока вполне достаточно...».

Военные события октября 1943 года, в эпицентре которых находился Растопчин, он описывал с юмором:

«Сейчас одной ногой стою в Белорусских болотах, а другую еще не вытащил из Смоленских. Но скоро генерал Мороз скует их основательно и тогда немец покатится, как с ледяной горы на санках. Сам не покатится, мы поможем ему в этом хорошем мероприятии».

А еще среди ужасов войны многие письма Константина к Татьяне были проникнуты романтикой и поэзией.

«Спросишь, где я? Сижу в крестьянской хате. Ночь. Звезды чуть подернуты туманной дымкой. Вдали что-то полыхает. Слышна современная «симфония». Некоторые «ноты» проносятся в непосредственной близости. Ничего особенного».

В День Победы Растопчин предложил Татьяне стать его женой, опять же в письме.

«В который раз уже повторяю, что при любом стечении обстоятельств, ты будешь не только доктором, но и женой. Любимой, страстно желанной женой. Не женой какого-то там, а моей, Кости Растопчина, женой!»

Поженились Растопчины в 1947 году и счастливо прожили много лет в Котельниково. Константин Михайлович ушел из жизни в 1980 году. Татьяны Яковлевны не стало в 1993-м.

«Ты, вероятно, знаешь эту замечательную вещь: «Жди меня, и я вернусь»

Николай Заикин писал трогательные послания своей подруге Лидии.

Николай Заикин писал трогательные послания своей подруге Лидии.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Лейтенант Николай Заикин, летчик 8-й воздушной армии, писал своей подруге Лидии в январе 1943 года, что в эти тяжелые дни спасает его только поэзия.

«Многое я, Лидочка, передумал за два последних месяца. Небольшой томик стихов Симонова всегда у меня в кармане. Ты, вероятно, знаешь эту замечательную вещь: «Жди меня, и я вернусь».

Знаешь, Лидочка, если полюбишь кого-нибудь, то прошу тебя, пусть он будет нормальный человек, который не прячется за спины товарищей во время опасности, а честно смотрит ей в глаза. Если же произойдет обратно, то мне будет очень больно и обидно».

17 марта 1943 года Николай Заикин погиб в воздушном бою.

«Твои слова будут меня одобрять на подвиги»

Иван Якубовский вел переписку с женой.

Иван Якубовский вел переписку с женой.

Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

После того, как семью командира 91-й танковой бригады полковника Ивана Якубовского эвакуировали, он долго не мог ее найти. Он посылал письма на все возможные адреса и только спустя полгода получил первую весточку от жены.

«Милая Зиночка! Ангел мой! Как мне было тяжело, когда я не знал где дети, где ты и мама. Я очень много думал. Всякие мысли лезли в голову. А сейчас одна светлая мысль – моя семья живет и здравствует!».

Пережить войну Якубовскому помогали мечты о мире:

«Милая Зиночка, вот кончится война, изгоним германских бандитов - как будет хорошо жить! Мы еще молодые, будем смотреть и радоваться, как наши дети как розы, будут расти и расцветать, а мы их своим верным воспитанием будет ободрять. Какая радость впереди, как хочется жить и видеть свое будущее!».

Найдя, наконец своих близких, полковник не мог насытиться их письмами:

«Милая Зина, пиши хоть каждый час. Твои слова будут меня одобрять на подвиги в борьбе против фашизма».

За годы войны Якубовский стал маршалом Советского Союза, дважды получил звание Героя Советского Союза. Супруги счастливо прожили вместе более сорока лет.

Почитать еще больше писем с фронта можно на сайте stalingrad-battle.ru

в музее «Память»:

Волгоград, пл. Павших Борцов, 2 (подвал ЦУМа).

Время работы: с 10.00 до 18.00, выходной понедельник.

Вход: от 30 руб.

Ольга МАРКЕЛОВА.