Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество30 сентября 2015 12:40

Почему в упаковках молока теперь не литр: как не купить меньше за те же деньги

Росконтроль проверил, когда в привычной на первый взгляд таре встречаются недолитры и около-килограммы
Союз потребителей «Росконтроль» провел очередной рейд по сетевым магазинам, чтобы выяснить, в каких привычных упаковках теперь меньше литров и килограммов. Фото: Росконтроль.

Союз потребителей «Росконтроль» провел очередной рейд по сетевым магазинам, чтобы выяснить, в каких привычных упаковках теперь меньше литров и килограммов. Фото: Росконтроль.

Не подумайте, мы сейчас не о том, что нас могут обвесить на рынках. Речь пойдет об уже упакованном товаре. О привычном молоке, масле, крупах, конфетах. То есть о том, что и так подорожало. Инфляция с начала года, по данным Росстата, составила уже 10,3%. И так приятно порой видеть, что любимые продукты с начала года вроде и не выросли вовсе в цене. Но не тут-то было.

Знакомьтесь - новое пока для нас слово даунсайзинг. Звучит уже слегка оскорбительно, верно? Означает оно уменьшение веса или объема продукта в упаковке без изменения цены. Союз потребителей «Росконтроль» провел очередной рейд по сетевым магазинам, чтобы выяснить, в каких привычных упаковках теперь меньше литров и килограммов.

Уже не литр...

Мы привыкли к тому, что упаковка молока - это строго литр. И как может быть иначе, вроде бы все осталось по-прежнему. Но часто мы просто не замечаем очевидного. Например:

+ В упаковке «Лианозовского» молока (ОАО «Вимм-Билль-Данн») вместо 1 литра - 950 мл. Такой же объем молока - в коробке «Милава».

+ В бутылках «Веселый молочник», «Домик в деревне» (тоже производства ОАО «Вимм-Билль-Данн») и «Простоквашино» (ОАО «Компания ЮНИМИЛК») молока еще меньше - 930 мл.

+ «Лидером» оказался «Останкинский молочный комбинат» - в пачке «36 копеек» молока всего 873 мл.

Или возьмем сметану. Вроде бы привычный объем в 250 мл тоже может оказаться обманкой. Присмотритесь: у «Домика в деревне» - широкая и, на вид, объемная баночка, а оказывается, что сметаны внутри всего 180 г.

То же и с творогом: в пачках «Останкинское», «Ростагроэкспорт», «Милава» по 180 г, в упаковках «Брест-Литовск» и «Домик в деревне» 170 г, и только «Благода» расфасована по 200 г.

Питьевой йогурт «Чудо» раньше выпускался в пол-литровых бутылочках, после ребрендинга (смены логотипа и оформления упаковки) в бутылочках стало уже по 420 г продукта, и вот теперь йогурт «похудел» до 290 г.

Обиднее всего домохозяйкам-кулинарам. Если по рецептуре творога нужно 200 граммов и не меньше, а мы не глядя кладем купленную упаковку, то тортик или печенье в итоге получатся уже не столь идеальными...

Сколько вешать в граммах?

Нехорошее слово даунсайзинг отметилось и в других отраслях кулинарии. На упаковках количество печенья, конфет или других изделий круглые цифры встретить довольно сложно. Например, крекеры «Любятово» весят 128 граммов, а печенье «Юбилейное» - 134 грамма.

Торты весом один килограмм уже практически не встречаются на полках. Шоколадные плитки теперь тоже не весят, как мы привыкли, ровно 100 граммов. Шоколад «Воздушный» полегчал до 95 г, а «Alpen Gold» - до 90 г.

Да что там, обычный нарезной батон, который раньше, по ГОСТу, весил 400 граммов, теперь, чаще всего - 380 г. И пиво, кстати, тоже становится меньше -в бутылки все чаще наливают не поллитра, а 0,48 или 0,47 л. Другие напитки также подвержены модному веянию. В упаковках сока «Любимый», «Фруктовый сад», «Дары Кубани» уже давно не 1 литр, а 0,95 л, в пачке «Тонуса» - 0,9 л.

А рис и ныне там

Единственное исключение - отдел бакалеи. Крупные компании ни рис, ни гречку, ни пшено изначально не расфасовывали в килограммовые тары. «Мистраль», «Националь», «Шебекинский», «Увелка», «Чистая крупа», «Агро-Альянс» - у всех этих производителей крупы упакованы в пачки весом 900 граммов или даже чуть менее. При этом бренд-менеджеры компаний уверяют, что даунсайзинг у них не проводился ни разу. А упаковки менее килограмма удобны были всегда, потому что так проще для транспортировки.

Крупы упаковываются по-разному в зависимости от объема: например, рис и гречка чаще всего фасуются по 900 граммов, а более легкая пшеничная крупа - по 700 граммов.

Не только продукты

Многие изготовители средств бытовой химии, как оказалось, тоже не любят круглые цифры. В каждой упаковке чистящего порошка «Пемолюкс» не 500 граммов, как было несколько лет назад, когда средство еще фасовали в железные банки, а на 20 граммов меньше. В бутылке средства для мытья пола «Аистенок» - 950 мл, а жидкого средства для стирки этой же торговой марки еще меньше - 900 мл. Стиральный порошок, как правило, фасуют в коробки по 400 граммов. Упаковки «Пемос» и «Пемос детский», похоже, выпускаются в «облегченном» варианте - порошка в них по 350 г.

Сколько мы переплачиваем?

Эксперты «Росконтроль» подсчитали: если в вашей корзине будет находиться набор из вышеперечисленных «урезанных» продуктов, то получится, что в сравнении с товарами большего веса или объема, но по такой же цене, вы переплатите, в среднем 17,5%. Конечно, корзина, состоящая из молока, творога, сметаны, батона, пакета риса или гречки, сока и чистящего средства - это далеко не все, что нужно для счастья, тем не менее, обиднее от этого не становится. И ладно, если вы по жизни предпочитаете брать упаковки меньшего размера - вроде не так страшно. Но для семьи из нескольких человек, разница может быть довольно критичной.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

А нарушения нет...

- Формально изготовители ничего не нарушают - если фактическая масса или объем продукта соответствуют заявленному значению на упаковке, - говорит Александр Борисов, сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль». - Тем не менее производитель пользуется силой привычки к определенному объему упаковки, Покупатель «знает», что в пачке молока - литр, в пачке масла - 200 гр. Мы ни разу не слышали рекламу «Упаковка меньше - а цены те же». Очевидно, что уменьшение объема - это добавочная стоимость, а равно добавочная прибыль для производителя».

Потребителям можно посоветовать обращать внимание на вес или объем продукта и сравнивать его со стоящими рядом товарами. Часто по цене они будут одинаковы, и выгоднее будет купить продукт, которого больше.