Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире27 мая 2017 5:20

Збигнев Бжезинский был дьяволом средней руки

Дарья Асламова вспоминает о своей встрече с ушедшим из жизни известным американским политологом
Декабрь 2008-го, Збигнев Бжезинский и Дарья Асламова

Декабрь 2008-го, Збигнев Бжезинский и Дарья Асламова

Фото: Дарья АСЛАМОВА

Пять лет назад в день 85-летия Збигнева Бжезинского спецкор «КП» Дарья Асламова вспоминала свое интервью с этим человеком, посвятившим свою жизнь борьбе с Россией. Сегодня мы вновь публикуем эти воспоминания:

«Он произвел на меня впечатление дьявола. Хитрого дьявола средней руки. Невероятная энергия в хилом, тщедушном теле, язвительная ирония, спрятавшаяся в уголках узких старческих глаз и необъяснимое чувство опасности. Разве можно бояться немощного старика? Можно, если его ум обладает разрушительной силой, рядом с которой атомная бомба - лишь детская игрушка.

Когда-то я испытывала молодую ненависть к этому человеку, сделавшему все, чтобы разрушить мою Родину, СССР. Бжезинский - автор целой идеологии «борьбы с тоталитаризмом». Это была гениальная идея - превратить схватку «капитализма с коммунизмом» в борьбу «демократии с тоталитаризмом», тем самым лишив противника морального перевеса. До этого финансовому капиталу было нечего противопоставить идее «всеобщего братства и солидарности».

С опытом ненависть ушла. Я даже протянула Бжезинскому руку со словами: «Приятно пожать руку самому знаменитому из наших врагов. Особенно если враг умен». Он смерил меня высокомерным взглядом: «Это верно. Однако плохая идея - увеличивать количество врагов, что, например, любит делать ваш Путин».

Я пришла к Бжезинскому с четким желанием узнать, что мы НЕ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ. Как? Очень просто. Спросить у него совета, куда России двигаться. И сделать с точностью до наоборот. Бжезинский немедленно заговорил о федерализации России: «Россия не сможет развиваться из-за исключительной централизации. Если бы у вас сложилось содружество республик с центрами на Дальнем Востоке, в Сибири и в Москве, все регионы оказались бы в куда более выгодных позициях. Если бы США были централизованной страной, как Россия, у нас никогда не было бы Калифорнии и Нью-Йорка». «Но США и Россия - страны с совершенно разной исторической реальностью, - возразила я. - В США в каждом штате проживают люди разных национальностей и даже рас. Россия же, напротив, состоит из национальных ¬республик, каждая из которых может претендовать на самостоятельную роль. Федерализация - это первый шаг к распаду России». «К сожалению, у вас есть тенденция рассматривать любые критические замечания как враждебные», - заметил мой собеседник.

В Бжезинском чувствовалось раздражение на сам факт, что Россия как единая страна все еще существует, что дело его жизни не закончено. Да, СССР мертв, но Россия жива. Значит, надо ее добить федерализацией, раздробив на множество вздорящих, скандалящих до крови мелких республик. Вот тогда можно спокойно умереть. Но он все еще жив. Впрочем, Бжезинский вообще вряд ли когда-нибудь умрет. Он бессмертен. Как бессмертна идея войны. Ведь войны, холодные или горячие, никогда не заканчиваются»

ОТ РЕДАКЦИИИ

Наш корреспондент ошиблась. Збигнев Бжезинский, конечно, оказался не бессмертен, он ушел из жизни 27 мая 2017 года в одной из больниц Вирджинии в окружении близких. Но на его идеях выросло не одно поколение американских политиков. Они оказывали сильное влияние на умы в администрации президента США Обамы, они продолжают воздействовать на ближайших соратников Трампа, и еще долго будут сказываться на развитии российско-американских отношений. Бессмертны ли они - покажет время.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В чем просчитался главный идеолог развала СССР

Его русофобство имеет давние семейные корни. Папа - Тадеуш Бжезинский - был дипломатом еще той, панской Польши и убежденным союзником Гитлера против СССР. По ряду сведений, именно папа Збигнева, работавший в 1938 году в Москве, немало способствовал в отказе Варшавы дать проход советским войскам для помощи Праге после Мюнхенского сговора по сдаче Гитлеру Чехословакии (подробности)