Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды17 июля 2017 16:20

Когда придет конец телевидения?

Мы наблюдаем за борьбой телевизора и интернета. И до сих пор неясно, кто кого завоюет...
Главная сцена фестиваля Вконтакте.

Главная сцена фестиваля Вконтакте.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Фестиваль ВКонтакте отгремел и закончился. Участники подсчитывают выгоду, исчисляемую подписчиками или деньгами, артисты строят график новых концертов, публика переполнена впечатлениями, рассказами, публикациями в соцсетях и бессмысленными сувенирами… Впечатления забудутся, старые «лайки» не имеют смысла, а сувениры могут пылиться десятилетиями. Но есть процессы поважнее запыления…

Грохот масштабного музыкального концерта стучал по сердцам зрителей. Как слепок с рейтинга популярности эпохи — группа «Би-2» выступала перед Максом Коржем. И, видимо, это правильно.

Как правильно, что звездой номер один на фестивале была Ольга Бузова. Завоевавшая интернет и созданная интернетом. Еще полгода назад — объект для шуток в юмористических программах, а сегодня уже можно поспорить, кто известнее — без году неделю телеведущая, или суперзаслуженная Алла Пугачева.

Сотни групп, сообществ в соцсетях влиятельны в своих областях, блогеры ходят на пресс-конференции, с полным правом высоко держа голову, и похваляясь огромной аудиторией.

Свои стенды посчитали нужным выставить «Русский музей» и «Эрмитаж», вот уж где, казалось бы, вечные ценности, а туда же…

Социальные сети позволяют своим чадам выбраться в реальность (в реал, как говорят в интернете. Или говорили, тамошний сленг меняется крайне быстро). И тут же возвращаться обратно на свою страничку. Они уже правят, если не миром, то значительной его частью.

И на это больше нельзя закрывать глаза. Даже крупным и богатым телеканалам, которые уверены, что формируют сознание. Да, формируют. Но в преломлении интернета, это сознание отражается в сотнях осколков зеркала, и выходит оттуда с совершенно другими, абсолютно неожиданными посылами. Вот идет умное, крикливое ток-шоу, а через час-другой пара гифок с ведущим, странно таращащим глаза, получает миллион просмотров. Или, вдруг, все обсуждают ботинки кого-нибудь из гостей… Или выдергивают из контекста фразы — и смеются… Баловство? Но вы уверены, что это баловство не посмотрят больше людей, чем само ток-шоу? Я уже нет...

Актер, певец, журналист уже не имеют права считать себя популярными, без соответствующего числа подписчиков. Во всяком случае — возникают сомнения… Еще пару лет назад Максим Галкин уверенно утверждал, что его нет в соцсетях, и ему не надо, а сейчас активен в Инстаграмм, и я полагаю, доволен, что его популярность и тут получила подтверждение.

И надо отмахиваться — там молодежь. Посетители фестивали ВКонтакте не пенсионного возраста, но и не дети совсем. От 20 до 50, любимая аудитория каналов и рекламодателей.

То есть время пришло. Измерители рейтингов уже считают в тестовом режиме рейтинг программ исходя из телесмотрения и просмотров в интернете. Как только алгоритм будет найдет, рекламу начнут продавать, исходя из этих подсчетов.

Думается, у всех каналов есть свои сильные аргументы в такой борьбе, а значит исход ее предсказать сложно.

Но именно как часть этой борьбы я бы рассматривал участие канала ТНТ в фестивале VK FEST. Для гостей фестиваля два работала сцена, где выступали артисты канала, а вечерами — два полноценных концерта. Сначала Comedy Club, а потом Stand Up. Два популярных телепроекта, причем второй собрал еще большую толпу, чем первый. Выступали в сильнейшем составе. Зачем? Тем более, что стедаперы позволяли себе материться в массовом порядке, что уж точно не телеформат… Все просто — пришло время заигрывать с соцсетями, находить формы сотрудничества, завоевывать позиции там, где царствуют странные блогеры и Ольга Бузова.

А раз так — можно подумать и о тенденциях.

Блогеры-миллионники (за редким исключением) берут или необычной, комичной подачей информации или сочетанием привлекательного внешнего вида с чем-то жизненным или полезным. Или тем, что рубят правду-матку. Все это для телевизора не подходит, были попытки. Обратная история — более жесткий юмор, чем на ТВ (тот же Stand Up) тоже не работает. Люди охотно смотрят телеверсии выступлений, а там формат стал популярным и без запредельной жескости.

Беда блогеров в том, что их популярность испаряется так же быстро, как и возникает. Следовательно, в выигрыше должны оказаться «фабрики» контента. А все большие каналы именно такие фабрики, причем с огромными мощностями.

Что как не фабрика тот же Stand Up или Comedy Club? Одни герои пропадают, новые возникают, и так может продолжаться десятилетиями (пресловутый «Дом-2», через который прошли уже тысячи участников, чемпион по самовозобновляемости). Но есть серьезная опасность, что качество контента в погоне за сиюминутным успехом будет стремительно падать...

С соцсетями активно работают и самые крупные каналы. Порой по-крупному. И, скорее всего, тоже будут появляться на больших фестивалях, чаще выходить в народ.

Битва за наши с вами лайки только-только началась. Нам будет непросто, придется проводить в сети еще больше времени….