Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics

За партой - будущие родители

Все о школе приемных родителей: как записаться, что изучают слушатели и почему такие занятия необходимы для создания приёмной семьи
Ольга ГЛАГОЛЕВА
Уроки приемных родителей проходят в виде ролевых игр и упражнений. Так информация лучше усваивается.

Уроки приемных родителей проходят в виде ролевых игр и упражнений. Так информация лучше усваивается.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

О необходимости специализированной подготовки взрослых, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, свидетельствует как зарубежный опыт, так и практика российского семейного устройства. Узнавая в ходе обучения об особенностях развития и поведения приемных детей, о возможных трудностях, с которыми встречается большинство семей, воспитывающих приемных детей, знакомясь с существующими в России формами семейного жизнеустройства детей, - кандидаты в замещающие родители могут более реалистично оценить свои ресурсы и возможности, принять взвешенное решение относительно приема ребенка в семью.

С чего начать

Как любая деятельность, воспитание приемного ребенка требует специальной подготовки, включающей в себя комплекс знаний и умений. Задача Школы подготовки приемных родителей – оказать помощь слушателям в изучении и освоении эффективных способов взаимодействия с детьми, ознакомить с юридическими и медицинскими аспектами семейного жизнеустройства детей-сирот.

Совместная работа ведущих занятий и группы строится в атмосфере безопасности, доброжелательности, толерантности. При проведении занятий делается упор на имеющийся у слушателей жизненный опыт. Слушатели приходят в Школу разными путями.

Кого-то в школу приемных родителей направляют органы опеки, кто-то сам находит информацию в интернете. Чаще всего потенциальные слушатели начинают с телефонного звонка. Всех обратившихся записывают в журнал, а когда приходит время формировать группу, специалисты звонят и приглашают прийти на консультацию, чтобы заполнить анкету, заключить договор, написать заявление о приеме в Школу.

“Сейчас в школы приемных родителей записываются очень разные люди. Часто обращаются семьи, которые по каким-то причинам не могут иметь кровного ребенка. Приходят пары, которые вырастили своих детей, а у них еще много сил, энергии, ресурсов для воспитания приемного. Это может быть и один взрослый. Недавно к нам записалась совсем молодая девушка. Ее семья приняла приемного ребенка и она решила учиться, чтобы помогать маме в воспитании. Это хороший мотив», - рассказала руководитель Школы Лариса Хаванская.

Учиться в школе обоим родителям одновременно желательно, но необязательно, а иногда это даже невозможно осуществить по разным причинам. Желание супругов вместе посещать занятие очень приветствуется. Иногда у двух взрослых людей могут быть совершенно разные взгляды на очень важные вопросы, касающиеся воспитания детей, и это нужно обсудить на занятиях.

Для того, чтобы пройти школу приемных родителей в Москве, необязательно иметь столичную прописку. Программа таких школ одинаковая на всей территории Москвы, сертификат, который слушатели получают после успешного окончания обучения, также стандартный. Поэтому любой гражданин может выбрать то учреждение, которое ему больше подходит. Многие предпочитают ходить на занятия рядом с работой, для кого-то важно расписание или дата, когда группа приступает к занятиям. Обычно в группе бывает не больше 15 человек.

Как проходят занятия

Программа школы приемных родителей - это порядка 70 учебных часов. Занятия проходят дважды в неделю: в будний день вечером и в субботу днем. Так работающим слушателям удобней посещать занятия. На будни, как правило, приходятся теоретические лекции, а по субботам проходят практические занятия.

Программа школ приемных родителей последнее время была значительно расширена, и это связано с важными изменениями в нашем обществе. Если раньше многие хотели принять в семью исключительно маленького и здорового ребенка, то сейчас приемные родители готовы воспитывать подростков, детей с особенностями в развитии. Именно поэтому появились блоки занятий, посвященные таким детям.

Все занятия можно условно разделить на три блока - медицина, юриспруденция и психология. Например, в Городском ресурсном центре поддержки семьи и детства “Отрадное” лекции ведет сотрудник учреждения - юрист, который давно работает в этой сфере и знает все тонкости системы. Он подскажет, как правильно оформить все документы, куда обратиться, если возникнут проблемы юридического характера. О медицинских вопросах рассказывает врач-педиатр. Также есть занятия, которые проводят специалисты отделения, работающие с детьми-инвалидами.

Самый большой блок отведен для занятий с психологом. Опытные специалисты разбирают, какова роль семьи, как установить первый контакт с ребенком, как справиться с его трудным поведением. Возрастные особенности детей, проблемы адаптации, особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, вопросы доверия и недоверия - вот только несколько тем, которые изучают слушатели. Особенно тяжело слушателями школы воспринимается тема жестокого обращения. К сожалению, большинство детей, попадающих в центры содействия семейному воспитанию, за свою маленькую жизнь много раз встречались с жестокостью и равнодушием. И задача психологов - научить будущих родителей справляться с последствиями травмы ребенка, помочь ему адаптироваться в новых условиях приемной семьи.

Большая часть учебной программы - практическая. Различные вопросы рассматриваются и разбираются в треннинговой форме. Например, берется тема семейной системы, и слушатели на практике понимают, как это будет, когда приемный ребенок будет включен в эту систему. Уроки проходят в виде ролевых игр, упражнений. На таких практических занятиях информация лучше усваивается и у человека появляется видение ситуации. Обязательны и домашние задания для слушателей.

Помимо групповых, в программу включены также индивидуальные занятия. На них рассматривается, как все будет организовано именно в данной конкретной семье, ведь у всех разные ситуации: у кого-то уже есть дети, кто-то живет вместе с другими родственниками, например, бабушками и дедушками. К тому же на индивидуальных занятиях можно задать те вопросы, которые человек не хочет или не может вынести на обсуждение всей группы.

На один из групповых уроков приходят семьи, которые уже воспитывают приемных детей. Состоявшиеся приемные родители делятся своим опытом, причем рассказывают они не только о радостях, но и о проблемах, с которыми пришлось столкнуться, и о том, как удалось преодолеть трудности. Школа приемных родителей центра “Отрадное” подготовила уже 68 групп, и среди выпускников немало успешных родителей.

Во многих школах есть и выездное занятие: слушатели посещают детские учреждения, знакомятся с их подопечными. “В одной из наших групп училась семья. На таком выездном занятии они увидели мальчика на инвалидной коляске. Ребенок и взрослые сразу нашли общий язык, понравились друг другу. Взрослые стали навещать мальчика и подружились с ним, и, я думаю, эта дружба обязательно перерастет в настоящую заботу”, - поделилась с нами Лариса Борисовна Хаванская.

Каков итог обучения

В конце занятий слушатели сдают зачет в письменной форме. Вопросы, как и программа обучения, едины для всех школ приемных родителей Москвы. Тех, кто не справился с заданиями, в школе не бывает. Учиться приходят люди взрослые и с сильной мотивацией, они внимательно относятся ко всей информации, записывают важные моменты, поэтому сдать зачет для них не составляет труда. После этого слушатели получают сертификат о прохождении школы приемных родителей. Это бессрочный документ. Он действует даже в случае, если человек уже взял одного ребенка, а через некоторое время решился воспитывать еще одного. Нужно будет собирать необходимые документы еще раз, но школу проходить дважды не потребуется.

Сертификат могут получить только те, кто полностью прошел обучение и сдал зачет. Допускается, что слушатель может что-то пропустить, но не больше двух уроков и только по уважительной причине. Если же человек пропускает 5-6 занятий, то потом он может восполнить пробелы и прослушать эти лекции, но уже с другой группой, и с ней же сдавать зачет.

Итогом обучения в школе должно стать не то, что все кандидаты берут на воспитание детей. Каждый из них должен принять взвешенное, обдуманное решение. Даже если после прохождения курса человек думает: “Я, наверное, поторопился, надо еще подумать» - это тоже своего рода победа, потому что взрослый не совершает ошибку. Ведь очень важно не только устройство детей в семьи, но и профилактика вторичных отказов. Когда ребенка возвращают назад в учреждение - для него это огромный стресс.

“Это здорово, когда люди хотят и могут взять в семью ребенка. Но хотелось бы, чтобы люди шли на это с открытыми глазами, зная то, что их ожидает, - пояснила нам Лариса Борисовна Хаванская, - порой “одной любви" недостаточно. Для воспитания ребенка необходимы навыки, знания, подходы. Нужно не только полюбить его, но и принять со всеми достоинствами и недостатками, помочь ему вырасти. А это огромный труд”.

Записаться в школу приемных родителей Городского ресурсного центра поддержки семьи и детства “Отрадное” можно по телефону 8 (499) 907-57-90.

Адрес: Москва, улица Декабристов, д. 22 «А».