Премия Рунета-2020
Воронеж
+12°
Boom metrics
Звезды11 августа 2017 8:00

Никас Сафронов: «Страховая компания должна мне выплатить за пальцы 9 млн рублей

На открытии выставки в Воронеже известный художник рассказал, как относится к зависти и пиару в творчестве, а также как отличить «бредятину» от подлинного искусства
Никас Сафронов в Воронеже.

Никас Сафронов в Воронеже.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

10 августа в Воронеже открыл выставку избранного Никас Сафронов. По его признанию, привез самое лучшее - обкатать перед зарубежными выставками. Проект собрал более 120 работ в разных техниках и жанрах: его коронный Dream vision, много символизма, пейзажей, причудливо переплетенных с животными и людьми, сюрреалистических образов обнаженных девушек, портретов западных актрис. Есть и Николай Дроздов в мантии, и Роман Абрамович в костюме князя, и Плющенко в средневековом берете, Нагиев в обнимку с петербургской стихией, Лужков в виде мощного дуба. Автор признался, что зарабатывает на портретах. И вообще, он очень плодовитый - постоянно в работе. Настолько, что даже руки не выдерживают…

НЕ МОГ СПРОВАДИТЬ КИНСКИ, ТАК ХОТЕЛА У МЕНЯ ПОДОЛЬШЕ ПОЖИТЬ

- Портреты знаменитостей - заказ или сами из интереса пишите?

- И то, и другое. Мне интересны личности, люди, которые состоялись. Никому не интересен тот, кто ищет миллион, но всем интересен тот, кто его нашел. Интересно, как состоялась Софи Лорен, Аль Пачино, который ко мне должен приехать в гости. Я уже в свое время успел написать рабочих, колхозниц, нищих, бродяг. Сегодня я пишу личностей - людей, которые что-то полезное сделали для мира, для страны. Я работаю для своего удовольствия. Открываю известного человека с новой стороны. Здесь нет никакой предвзятости. Они сами пишут, звонят. Недавно Настасья Кински приезжала, сама на свои деньги прилетела - посмотреть мою выставку в Историческом музее. Жила у меня двое суток. Хотела недели две пожить, еле спровадил ее, заняла целый этаж – типа мне тут нравится, я еще поживу… Приезжают, потому что им хочется, чтобы их портрет был написан профессиональной рукой. Кстати, я страхую свои глаза и пальцы, сейчас у меня с ними небольшие проблемы. И вот сейчас английская страховая компания должна мне выплатить 9 млн рублей. Страховка была большая 1,35 млн, - признался Никас. - Наши не страхуют. Приходится обращаться к зарубежным компаниям. И там тоже не берутся, если у тебя нет недвижимости. Но у меня в Эстонии есть остров, который мне когда-то подарили, вот это помогло мне застраховать свои глаза и руки.

Дмитрий Нагиев в видении Никаса Сафронова.

Дмитрий Нагиев в видении Никаса Сафронова.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

- Что вы считаете своим главным достижением?

- Рождение сына Стефана. А в творчестве стиль Dream vision, наверное. У меня много экспериментов было, которые вылились в направленности. Сейчас я вижу в творчестве других много «людей-животных». Думаю, это от меня пошло. Я начал это направление в 80-х годах. А сейчас вижу похожую тему у многих. Недавно встретил Ладу Дэнс, она говорит: «Я поняла, откуда ты взял свою «четырехглазую» - была в Лос-Анджелесе и видела там плакат четырехглазый». Я у нее спрашиваю, давно была-то? Три дня назад, отвечает. Я говорю: «Так я свою 35 лет назад написал». Так что неизвестно, кто у кого берет. Я считаю, раз это стало модным, интересным, значит, пусть будет. Я никогда не зацикливаюсь на этом, не борюсь. Каждый имеет право пользоваться, это же не плагиат, а использование ранее наработанного материала. Я иногда цитирую старых мастеров, Пикассо, Дали. Приятно, что кто-то использовал мою находку и продлил ее дальше…

НЕУДАЧНЫЕ РАБОТЫ САВРАСОВА ГЕНИАЛЬНЫ ПО СРАВНЕНИЮ С РАБОТАМИ НЫНЕШНИХ АВТОРОВ

- Как рождается произведение?

- Иногда чувствуешь, что родишь шедевр, прямо руки чешутся, а ничего в итоге не получается. А иногда просто садишься писать, и выходит. Многие композиторы писали просто так, а потом те произведения стали классическими. Ты делаешь легко, просто так, типа сочиняешь сказку для дочки, я имею в виду «Алису в стране чудес», а впоследствии оказывается великое произведение. Только время может показать, какие работы останутся в веках. Какие станут модными. Брейгеля-старшего ругали, считали сумасшедшими тех, кто покупал его картины. Потом его забыли на 250 лет, а в XIX веке поняли, что он гений. Никогда не знаю, будет ли новая картина любимой. Только через какое-то время увидишь, что она достойна. Я всегда недоволен картиной. Требователен к себе, считаю, что можно еще доделать. Самолюбования у меня не бывает. Но иногда через несколько лет смотришь на свою работу - хорошая, чего я был недоволен? Профессионал всегда сомневается, в отличие от любителя. Я никогда никому не завидовал. Не имел на это ни желания, ни времени - я работаю. Не все мои работы удачные. Как и у любого художника. И у Леонардо 12 картин не закончены. Были и неудачные, и гениальные. Но мы уже по одной Джоконде можем судить о его таланте. Как и у Айвазовского было огромное количество проходных картин. Саврасов тоже неидеальный. Его ругают: много написал. Но у него есть «Грачи прилетели». Но даже его неудачные картины гениальны по сравнению со многими работами сегодняшних авторов.

- Вас считают одиозным художником…

- Меня часто пытаются ущемить, доставая мои ранние работы, какого-то 75 года, когда я еще мальчиком был «голым». Все бывают когда-то голыми, особенно в детстве. Говорят, мол, такой-сякой. Вокруг меня огромное количество сплетен. Я бы, конечно, мог подать в суд. Но понимаю, как только я это сделаю, подам на одного, другого, буду выглядеть сутяжником. И суды меня так засосут, что я могу забыть свой светлый путь. Поэтому я стараюсь ставить себя выше этого и идти дальше. В Барнауле у меня открылась выставка, на нее пришла женщина и сказала, что назовет недавно родившегося ребенка Ника. И таких детей, которых назвали в мою честь, около 50. Люди приходят на выставку, вдохновляются, потом называют...

ЕСЛИ АВТОР НАЧИНАЕТ ПРО СВОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЪЯСНЯТЬ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ЭТО ЖУЛЬНИЧЕСТВО

- Как вы оцениваете молодых авторов и вообще нынешнее современное искусство?

- Есть и хорошие профессиональные работы, есть и просто от лукавого – набросать на холст краски или прибить свои причинные места к брусчатке – тем самым заявить о себе, или пойти в храм покричать и получить премию Кандинского и по 20 млн и уехать сниматься в Голливуде. Это они за то получили, что унизили Россию. У настоящего художника должно быть холст, масло, мысли. А в какой технике творить - кубизме, сюрреализме, абстракции – не имеет значения. Главное - профессионализм. У нас большой опыт художественной школы - от Айвазовского до Серова. Если ты усовершенствовал, открыл что-то, показал в своем творчестве, как Мане, это интересно. А если это всего лишь чтобы потрясти, шокировать, назвав это перфомансом или инсталляцией, конечно, это бредятина. Сейчас многие считают, что достаточно такой раскрутки, чтобы все о них узнали. Но это временная история. Если у вас отняли память, но не лишили восприятия прекрасного, вы очнулись, то в музее не зная имен авторов, подойдете, скорее всего, к картине Леонардо, а не к «Черному квадрату» или каким-то экскрементам. Искусство апробировано школой (которая дает знания и мастерство) и временем. Чем-то мы восхищаемся, это гениально. Что-то нравится, это талантливо. Если вы ничего не понимаете, автор начинает объяснять, скорее всего, это бездарно, это жульничество. Рассчитано на необразованных, мало понимающих в искусстве людей.

Никас Сафронов в Воронеже.

Никас Сафронов в Воронеже.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

- Нередко успех человека зависит не от таланта, а от грамотного маркетинга.

- И согласен, и нет. Если вы пришли в театр, а раскрученный актер играет плохо, то вы больше не будете на него ходить. В кино еще можно подыграть, там собирают команду, как и в шоу, где можно пустить фонограмму. Недавно Мадонна выступала в Петербурге, даже рот не открывала - показывали экраны, она выехала на белой машине на подиум, наверху ее черные помощники полуобнаженные. Это уже шоу. Но она и петь умеет!.. В общем, от разных обстоятельств зависит. Но это в целом характерно для современного искусства. Но ко мне это не относится. Я выставляюсь в разных странах. Был такой конкурс-аукцион, когда никто не знал, что автор. Любой мог выставиться. И только после того, как картина покупалась, становилось известно, кто написал. И мои картины были одними из самых дорогих. Это было приятно. Есть, конечно, раскрученные имена - девочек, которые в храм пошли (Pussy Riot, – ред.). Это перфоманс, инсталляция, которые мало имеют к искусству отношения.

У МЕНЯ ДОМА БЫВАЕТ МОНИКА БЕЛЛУЧИ И ВЫСТУПАЮТ МАЦУЕВ С БАШМЕТОМ

- У вас есть личная коллекция произведений искусства?

- Специально не собираю. Но у меня есть картина XVI века, на которой Марк упрекает Марию, что вместо того, чтобы готовить еду, она читает книгу. На это Христос сказал, что духовная пища важнее. Эта картина занимает у меня в коллекции важное место. Единственная старинная вещь у меня. Еще есть Маковский, Кандинский, Карл Брюллов «Две головы Христа». Когда у меня была выставка в Алма-Ате, один известный актер, казах, у которого тоже есть коллекция искусства, попросил обменять мою работу на Брюлова. Его жена запилила: мол, они мусульмане, зачем им Христос да еще с двумя головами… Есть у меня Суриков. Еще Шагал. Вдова актера Бориса Чиркова (играл врача в фильме «Верные друзья») узнала, что я собираю книги, пригласила к себе, решила мне что-то подарить. Говорит: «Там в шкафчике яйцо». Я взял его неудачно, оно лопнуло. Вдова говорит: «Жалко, это Шагал в Витебске разрисовывал». Я склеил его, теперь у меня роспись Шагала на яйце. Хочу в музей куда-нибудь отдать. Потому что держать коллекцию, специально этим заниматься - сложная история. Нужно иметь помещение, чтобы выставлять, я же не Третьяковка или Эрмитаж, чтобы в запасниках держать.

- Чем вас привлекают выставки в провинции?

- Здесь самая циничная и самая строгая публика. Она искушена. Если тебя признали на родине, то признают везде. Стинг как-то приехал в свой район в Лондоне выступать, его там освистали. Нет пророка в своем отечестве. Но если ты получил признание на родине, это дорогого стоит. Это не раскрутка, не пиар - я считаю, что кроме твоего имени должны знать и твое творчество. Так люди видят, что есть у нас настоящее искусство, современная живопись, основанная на старой классической школе, а не только перфомансы, инсталляции и «пусси райот». Нередко бывает критика, и справедливая.

- Музыка как-то влияет на ваше творчество, что любите слушать?

- Я люблю клавесин, флейту, классику эпохи Возрождения, Генделя, Вивальди, спокойную классику, The Beatles, Led Zeppelin, поп-музыку 70-80-х, английские баллады. Под них отвлекаешься от суеты, уходишь в прострацию. Не люблю шумную, крикливую современную музыку. Меня в Барнауле таксист вез. И он рассказал, что его напарник одну из «Блестящих» возил. Я говорю, а кто это? Он «Как, не знаете «Блестящих»? Не знаю, их так много – блестящих, скользящих. Я этого не понимаю, все эти повторения звуков. Это для тех, кто покемонов ищет. Надо учиться слушать хорошую музыку. Я дружу с Мацуевым, Башметом, Спиваковым, Соткилавой. Они иногда делают у меня домашние концерты. У меня бывают гости - Рутгер Хауэр, Моника Беллуччи…