Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды11 августа 2017 21:36

Смерть крупным планом

Ужасы реальные и выдуманные, живописующиеся в фильмах-победителях 70-го фестиваля в Локарно, одинаково мало тронули кинообозревателя «КП»
"Зимние братья" (Vinterbrødre)

"Зимние братья" (Vinterbrødre)

Фото: кадр из фильма

Жюри под председательством французского режиссера Оливье Ассаяса огласило свой вердикт на главной городской площади, Пьяцца Гранде. Из пяти награжденных в основном конкурсе фильмов четверо оказались произведены при финансовом участии Франции, а два сняты на французском языке.

"Госпожа Фенг"

"Госпожа Фенг"

Фото: кадр из фильма

«Золотой леопард» достался одной из самых радикальных картин конкурса, «Госпожа Фенг» (Mrs. Fang) Ван Биня, снятой в копродукции Франции, Китая и Германии. На протяжении 90 минут экранного времени знаменитый китайский документалист в упор снимает умирающую от Альцгеймера 70-летнюю старуху, иногда чуть отвлекаясь на описание повседневных хлопот ее родни, будь то рыбалка или поглощение риса. Насытившись, родственники и соседи госпожи Фенг в количестве 10 человек принимаются обсуждать при все ещё живой бабушке где ее хоронить. Радикальный художник Ван Бинь, разумеется, обходится даже без намека на сентиментальность, но и эмпатии по отношению к его героине тоже не возникает. Когда несчастная госпожа Фенг испускает-таки дух (этот момент режиссер благородно опускает), зрители крутого артхауса испытывают что-то сродни катарсиса: ведь можно отвлечься от предъявленного ужаса жизни и смерти и идти, наконец, по своим делам.

Ван Бинь

Ван Бинь

Спецприз жюри отошел Марко Дутре и Хулиане Рохас, бразильским создателям кинофильма "Хорошие манеры" (As Boas Maneiras), копродукции Бразилии и Франции. Авторы явно вдохновлялись классикой жанра «фильма отвращения», мэтром которого считается Роман Поланский со своим "Ребёнком Розмари".

"Хорошие манеры!

"Хорошие манеры!

Фото: кадр из фильма

Но искомого отвращения картина не вызывает, только недоумение - дурным исполнением неплохо придуманного сюжета. Согласно оному чёрная служанка, вступившая в порочную связь со своей белой беременной хозяйкой, узнает, что последняя является вампиршей, сомнамбуличкой, а кроме того, не поверите, носит в чреве мохнатого оборотня. Буржуйка погибает в мучительных родах, и вервульфа берет на воспитание толерантная служанка, впоследствии при помощи жёсткой вегетарианской диеты и наручников приучившая юного оборотня сохранять какой-никакой человеческий облик. Но в полнолуние на лице и теле ребёнка все равно отрастает шерсть, и он мертвой хваткой вцепляется в неосторожных жителей Сан-Пауло. В пересказе сюжет звучит вполне соблазнительно, но на экране соблазн оборачивается зеленой тоской: плоская телевизионная картинка, соответствующая ей проработка характеров, убогая по нашим временам компьютерная графика, плюс ко всему любой эпизод занимает в два или три раза больше времени, чем должен - как в лютой латиноамериканской мыльной опере, неспособной отстраниться от собственного сюжета и взглянуть на него с юмором.

Впрочем, бразильский фильм - сущий шедевр по сравнению с полу-самодеятельными французскими «9 пальцами» (9 Doigts) записного авангардиста Ф. Ж. Оссанга, в порядке бреда названного «лучшим режиссером». Награждая эту черно-белую, полную непрожеванных киноманских цитат белиберду «в стиле нуар», жюри поддержало бесталанный и бессмысленный выпендреж, начисто проигнорировав ряд приличных и скромных картин, которые украшали конкурс - от палестинской «Обязанности» до румынского «Чарльстона».

"Мадам Хайд"

"Мадам Хайд"

Фото: кадр из фильма

Приз за лучшую женскую роль присудили мало в нем нуждающейся Изабель Юппер, сыгравшей в фильме «Мадам Хайд» (Madame Hyde) Сержа Бозона - тяжеловесной, хотя и не без остроумия задуманной параболе на мотив «Доктора Джекила и мистера Хайда». Знаменитая ролями сильных и волевых женщин, часто склонных к разнообразным перверсиям, Юппер на сей раз купается в роли забитой училки в провинциальном техникуме, над которой откровенно издеваются ее ученики Карим, Ибрагим, Усама, Малик и др. До тех пор, пока в грозу физичку ни бьет током, и она приобретает способность воспламенять своих учеников. В пересказе этот сюжет опять же выигрывает - его сильно портит лишенная полета, занудливая режиссура Бозона, которая мешает Юппер развернуться в полную силу.

Приз за мужскую роль отошел молодому датчанину Эллиотту Кроссету Хове, сыгравшему в любопытном

датским дебюте "Зимние братья" (Vinterbrødre) Хлынура Палмасона. Главный герой-шахтер, будучи неказист, мучается от ревности к старшему брату-красавцу, овладевшему (и не раз) девушкой его мокрой мечты. Общая фрустрация заставляет младшего брата варить самогонку из украденных на шахте химикатов и продавать ее другим работникам (с последующим их отравлением и летальным исходом). Когда в его руках появляется стрелковое оружие, становится ясно, что шахтеров не ждет ничего хорошего.

Приза по итогам голосования публики удостоен фильм Майкла Шовалтера «Серьезно больны» (The Big Sick) - это проблемно-лирическая кинокомедия о молодом пакистанце, который в глаза не видел свою историческую родину и хочет жить так, как живут его продвинутые чикагские сверстники, а не замшелые пакистанские пращуры.