Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Туризм5 сентября 2017 22:50

Забор на яхте, кино про море и парус вместо одеяла

Журналист “КП” вместе с российским экипажем прошла один из этапов парусной регаты Nord Stream Race. Часть 2
И это еще не самая теплая амуниция, в которой стоял за штурвалом рулевой команды "Повелитель паруса" Максим Таранов!

И это еще не самая теплая амуниция, в которой стоял за штурвалом рулевой команды "Повелитель паруса" Максим Таранов!

Фото: Юлия СМИРНОВА

- Нам с вами повезло, вы легкая! - комплиментом встретили меня на причале в Киле рулевой российской команды “Повелитель паруса – Европа” Максим Таранов и его команда.

Это они со спортивной точки зрения смотрят. Во время гонки на яхте важен каждый килограмм. Чем их меньше, тем лучше.

Поэтому с собой на первый этап регаты Nord Stream Race из немецкого Киля в датский Копенгаген мы взяли только самое необходимое – теплую одежду, зубную щетку, мобильник, паспорт. Остальные вещи поехали в Данию на машине.

Расскажу про бытовую часть парусной регаты. Про ее маршрут, историю и команды читайте в первой части.

Красота же! Фото: Lars Werhmann.de\Nord Stream Race

Красота же! Фото: Lars Werhmann.de\Nord Stream Race

ПРО ОДЕЖДУ: В САПОГАХ НА ЗАБОРЕ

- Купальник взяла? Нет? Как так, ты ж на море? - хорошо, что московскин друзья не видели весь мой “пляжный” гардероб! Две пары термобелья, резиновые сапоги, флиска, виндстоппер (непродуваемая куртка), непромокаемый костюм, перчатки.

Удивительно, но и в Германии, и в Дании на берегу жарища, местные жители и правда в купальниках – загорают на пирсе, купаются. А в море продувает через все пять слоев одежды до самых костей.

Мы вышли на первую тренировку в на яхте “Броненосец” футболках и шортах. Минут через десять начали потихоньку вытаскивать штаны, ветровки, перчатки, шапки. В оффшорный этап (оффшорными называют регаты в открытом море, не в порту) из Киля в Копенгаген сразу оделись серьезно.

- Вот она, правильная одежда для яхтинга! - со знанием дела говорит навигатор Эдуард Подшивалов, натягивая шапку, горнолыжные перчатки и теплые резиновые сапоги. - А у тебя непромчик-то несерьезный, замерзнешь!

Да. Замерзла. Все замерзли. Потому что в гонке, если поворотов и других срочных дел нет, почти весь экипаж сидит на откренке. Делают это для того, чтобы весом своих тел немного уменьшить крен яхты и прибавить скорости. В рядок, на наветренном борту (то есть на том, с какой стороны ветер дует). Под ногами волны, смотреть на них – чистой воды медитация. Болтаем с соседями, передаем по кругу шоколадку. А холодный ветер дует прямо в лицо и другие части тела.

- На заборе сидим! - учат яхтенному сленгу соседи. Да, похоже! Вот только леер (ограждение вдоль борта) в живот упирается.

С забора нашего видно соперников. С финской яхтой идем ноздря в ноздрю, точнеее - бушприт к бушприту. Датчане подальше. Но с них глаз не сводим, позиции при таких расстояних обманчивы.

Из Киля до Копенгагена дошли за сутки. И почти все время соперники видели друг друга. Вот тут Дмитрий Судаков за финнами наблюдает.

Из Киля до Копенгагена дошли за сутки. И почти все время соперники видели друг друга. Вот тут Дмитрий Судаков за финнами наблюдает.

Фото: Юлия СМИРНОВА

- Ветер может смениться, или они паруса поменяют, или в мель кто-то упрется. Ты не смотри, какие мы сейчас, главное – какими на финише будем, - рассуждает капитан Александр Халецкий.

- У Хуана крена мало! - почти стихами прерывает наши разговорчики на заборе рулевой Максим Таранов. - А у нас много почему-то! Ну-ка старайтесь, откренивайте!

Экипаж старательно свешивается еще дальше за леер. Хуан – это опытный испанский яхтсмен Хуан Карлос Олива, чемпион мира и участник престижнейшей регаты America's Cup. Он идет капитаном на датской яхте.

Увы, большую часть диалогов на борту я процитировать не могу. Там никто не говорит “Дорогой Юрий, будьте любезны, потяните эту красную веревочку чуть-чуть сильнее”. Вместо этого говорят много специафических яхтенных терминов, объяснять их значение долго. И много других слов, писать которые мне не позволяет закон о СМИ.

ПРО СОН: ПО ОЧЕРЕДИ И НЕ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ

Солнце заходит, холодает. Яхтсмены-джентльмены отпустили меня вниз, в каюту, погреться и поспать. А сами так всю ночь и провели на палубе, со штурвалом, лебедками и на откренке. Спать ненадолго спускались по одному, по очереди.

Каюты на яхте Club Swan 50, конечно, не как на круизном лайнере, но вполне комфортные. Понятное дело, никакого постельного белья – спальник, куртка вместо подушки, а носовой каюте еще и мягкий генакер (это тот пузатый парус, который так красиво смотрится на фотографиях. На первом этапе он нам почти не пригодился – генакер используют на полных курсах, то есть при попутном ветре, а тут всю дорогу дул практически встречный).

- Главное – не сопротивляйся, когда будем менять курс. Перекатывайся с одного борта на другой, - вместо спокойной ночи желает Максим Таранов.

Сопротивляться на самом деле бесполезно. Перекатывает быстро и носом в стенку.

Но каюты есть, и это хорошо. На совсем спартанских гоночных яхтах вместо них подвесные сеточки-гамаки. Но вот кухни и у нас нет. Душа нет. Туалета тоже. То есть, конечно, на Club Swan 50 все это предусмотрено. Но в гоночном режиме либо отсутствует, либо не работает.

Разноцветные паруса на фоне ветряков. Типичный датский морской пейзаж.

Разноцветные паруса на фоне ветряков. Типичный датский морской пейзаж.

Фото: Юлия СМИРНОВА

ПРО ЕДУ: ЙО-ХО-ХО И НИКАКОГО РОМА

- На яхте лучше всего идет гречка с тушенкой! А на эти ваши шоколадки через день уже смотреть невозможно! - еще до старта, за ужином в кильском ресторане, команда наедалась на сутки вперед и обсуждала рацион на гонку.

В реальности же он состоял из сделанных на берегу бутербродов, бананов, яблок и шоколада. На других лодках было похоже. “Сэндвичи и яблоки, больше ни на что времени не было”, - рассказывал потом датский шкипер Микаэль Нильсен.

С кофе же случился настоящий квест. Согреть воду – не вопрос, на яхте была штука вроде примуса. Не было стаканов или чашек. Забыли купить, с кем не бывает. Распилили пластиковую бутылку. Насыпали растворимого кофе, залили кипяточком и передавали друг другу.

Вот кто-нибудь мне пусть еще раз скажет, что яхты – это гламурно! Яхты – это когда получаешь мало с чем сравнимое наслаждение от растворимого кофе из огрызка пластиковой бутылки, который держишь застывшими пальцами, греешь нос теплым кофейным паром и рискуешь вылить на себя и товарища на первой же волне. Как-то так. И это прекрасно.

И да, на яхте сухой закон. Никаких йо-хо-хо и бутылка рома, для сугреву или “ну, за ветер”. Налить можно только Нептуну перед выходом в море.

"ВСЕ РАБОТАЮТ, А ОН НА ПЛАНШЕТЕ ИГРАЕТ”

- Все ждут от навигатора чуда. Вот он сейчас придумает гениальный маршрут, скажет – идите туда, и мы сразу выигрыем. А навигатор не волшебник, - рассказывает о своей роли в экипаже навигатор “Повелителей паруса” Эдуард Подшивалов.

Навигатор Эдуард Подшивалов. С планшетом, как обычно.

Навигатор Эдуард Подшивалов. С планшетом, как обычно.

Фото: Юлия СМИРНОВА

Со стороны-то он странно выглядит. Все работают, веревки тянут, лебедки из всех сил крутят. А Эдуард сидит себе и в планшет смотрит. Даже в два – один в руках, другой на зарядке внизу.

- На каком уровне, игрок? - язвительно спрашивают товарищи по команде. - Или ты там сериалы смотришь?

- Ага, кино смотрю. Про море, - отшучивается Эдуард.

“Кино про море” - это три навигационных программы, Подшивалов смотрит все, сравнивает, какая лучше сработает. Его задача – исходя из прогноза погоды и тех точек, которые обязательно надо пройти, выбрать лучший маршрут. И не один раз перед гонкой его проложить, а все время корректировать. Ветер меняется, тактику соперников тоже надо учитывать. Множество цифр показывают и приборы на борту. Скорость ветра, глубина, наш курс относительно ветра – нынешний и идеальный (по мнению системы), скорость лодки... На Балтике больше всего мороки с глубиной.

- Этим курсом можем идти еще милю. Не больше. Дальше мель, - сообщает навигатор рулевому. Макс только вздыхает: ну отлично же идем, скорость хорошая, а тут – здрастье, мель.

- Тут просто адова навигация из-за мелей и камней! - отдувается Эдуард. И дает задание. - Следи за глубиной на приборах. Если будет меньше шести метров, кричи.

На втором этапе регаты между Копенгагеном и Стокольмом шведская яхта из-за ошибки навигатора умудрилась пропустить марку – точку на маршруте, где обязательно надо “отметиться”.

- Ее надо было обойти левым бортом, а мы обошли правым. Пришлось возвращаться и огибать снова. До утра навигатор был самым непопулярным человеком на борту, - рассказывает шведский рулевой из Cape Crow Yacht Club Патрик Струэссон. Но шведы тот этап в итоге выиграли, навигатор прощен.

Финиш в Копенгагене. Фото: Андрей Шереметев\Nors Stream Race.

Финиш в Копенгагене. Фото: Андрей Шереметев\Nors Stream Race.

КИЛЬ – КОПЕНГАГЕН: СУТКИ И ДВЕ МИНУТЫ

Но вернемся пока к первомк этапу регаты.

…Солнечный день, ночной дождь, снова солнечное утро. И вот мы уже не в Германии, а в Дании. Прямо из воды торчат ветряные электростанции.

- А может, между ними пройдем? Они нам в паруса подуют, как вентиляторы!

- Нельзя, мы должны их пройти правым бортом, - не настроен шутить наш навигатор. И правильно: нарушишь гоночную инструкцию, судьи накажут. Хотя между лопастями не только поэтому ходить не стоит, конечно.

Первый этап Киль – Копенгаген, 150 миль, прошли за 24 часа. Все яхты пришвартовались в марине яхт-клуба Копенгагена с разницей меньше получаса, а первая и вторая, немцы со шведами, – и вовсе в 2 минутах друг от друга! И это после почти 300 км гонки. Все равно что доли секунды, разделяющие марафонцев на финише.