Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Звезды29 апреля 2018 22:05

Изабель Юппер: Ублажение публики не входит в его задачу настоящего кино!

Выдающаяся французская актриса - о рецепте своей молодости и новом фильме «Миссис Хайд», вышедшем в российский прокат
Мадам Жекиль в уморительном исполнении Юппер - не Бог весть какого педагогического таланта учитель физики в провинциальном техническом училище. Фото: Кадр из фильма «Миссис Хайд»

Мадам Жекиль в уморительном исполнении Юппер - не Бог весть какого педагогического таланта учитель физики в провинциальном техническом училище. Фото: Кадр из фильма «Миссис Хайд»

Знаменитая своими ролями сильных и волевых женщин актриса купается в роли забитой училки и «хорошей жены» в фильме «Миссис Хайд» Сержа Бозона (экс-кинокритика, а в режиссуре это, как правило, отягчающий диагноз) - тяжеловесно исполненной, хотя и не без остроумия задуманной параболы, переосмысляющей классическую коллизию двойничества из «Доктора Джекила и мистера Хайда» Р. Л. Стивенсона.

Мадам Жекиль в уморительном исполнении Юппер - не Бог весть какого педагогического таланта учитель физики в провинциальном техническом училище. Ее ученики Карим, Ибрагим, Усама, Малик и др. откровенно упиваются унижениями немолодой белой женщины. «Зажечь» подростков своим предметом ей, мягко говоря, не удается. Но однажды в грозу физичку бьет током в ее лаборатории, и она приобретает способность воспламенять окружающие ее предметы, открывая таким образом в себе неведомую «темную сторону». Ученики немедленно проникаются к «Мадам Хайд» неподдельным уважением - ведь она способна зажечь их буквально, а не только и по роду деятельности. Каких-то учеников приходится принести в жертву бушующего в недрах учительницы пламени, но это мало кого заботит.

- Что вам сейчас нужно, чтобы согласиться на роль?

- Чтобы совпали многие условия и обстоятельства, мелочи и какие-то важные вещи. Я отказываюсь от ролей, может быть, раз в неделю. Но если уж на что-то подписываюсь, то это для меня перевёрнутая страница, я уже не сомневаюсь и просто стараюсь получить удовольствие от работы над ролью.

- Вы сразу сказали «да», прочитав сценарий «Миссис Хайд»?

- Да, я же понимала, что он принадлежит именно Сержу Бозону, с которым я работала на фильме «Tip-Top». Я знаю, что он за режиссёр, чего от него ждать, его способности создавать полностью вымышленные персонажи - почти из мультфильмов! Он давал мне свободу быть экстремальной, ведь и у него самого всё немного преувеличено. Все его персонажи живут в каком-то отдельном мире. Сценарий был довольно комичным, но мы нашли в нем и трагическую сторону. Это трудно разграничить, но трагизм лежит в основании этого фильма, несмотря на то, что в нем много смешного.

- Вы не раз уже играли учителей в кино. Учителя музыки в «Пианистке», например.

- Это смешной вопрос, потому что я даже никогда об этом не думала. Ничего общего между этими фильмами нет. Хотя каждый из них по-своему говорит о том, что значит быть учителем, передавать ученикам силу образования… Героиня «Миссис Хайд» - не то, чтобы плохая училка, она просто не находит внимания у своих учеников. Как может быть хороший актриса, на которую никто не смотрит? Когда какая-то сила заставляет обратить на нее внимание, она становится лучше, как учитель.

- Вы очень вовремя сделали с Полом Верхувеном фильм «Она». Думаете во время движения #MeToo он был бы возможен?

- Думаю, да, возможен. Я уверена, что такие фильмы обязательно должны создаваться вне зависимости от политических кампаний. Если в их результате они не смогут сниматься, то это будет означать большой ущерб.

Изабель Юппер много раз играла учителей в кино. Фото: Кадр из фильма «Миссис Хайд»

Изабель Юппер много раз играла учителей в кино. Фото: Кадр из фильма «Миссис Хайд»

- Когда вам предлагает роль Михаэль Ханеке, вы сразу соглашаетесь или всё-таки сначала читайте сценарий?

- И то, и другое. Я читаю сценарий, чтобы знать, о чем фильм, который он мне предлагает. Но и кто мне его предлагает, тоже для меня очень важно. Мне понравилась наша последняя работа, фильм «Хэппи-энд». Это очень умная работа - она многих вывела из себя, но такой уж художник Ханеке, что и не собирается удовлетворять всех. Ублажение публики вообще не входит в его задачу, он хочет как-то по-другому воздействовать на публику, но совсем не гладить ее по головке. Нет, он не собирается отталкивать ее до такой степени, чтобы она не шла на его фильмы - таких режиссёров вообще нет. Но я его очень хорошо понимаю. Кино не обязано вас развлекать, оно может и потрясти, и встряхнуть, и заставить переосмыслить реальность. Многие относятся к «Хэппи-энду» как к комедии, только мы во Франции так не считаем - возможно, у нас что-то с юмором. Я тоже не считаю эту картину комедией - для меня это драма с элементами очень мрачного юмора. В отличии, допустим, от «8 женщин» - вот это комедия, хотя в ней убивают людей.

- Роли в таких фильмах, как «Пианистка» или «Она» даются вам легче или труднее других?

- Для меня они все очень лёгкие, мне не составляет никакого труда их играть. Было бы сложно, если бы я подходила к этим фильмам с ложными вопросами. Но я этого не делаю, и поэтому мне легко - несмотря на всю их сложность и противоречивость, они для меня очень прозрачны.

- Перед съемками вы обсуждаете с Ханеке о чем его фильмы?

- Нет, никогда! Если бы я попыталась это сделать, он бы просто прогнал меня с площадки! Я же прочитала сценарий, и сама должна понимать, о чем фильм. Для меня «Хэппи-энд» - о том, что люди могут быть слепыми и глухими по отношению к реальности. О многих дисфункциональных семьях, члены которых не сочетаются друг с другом, не находятся друг с другом в гармоничных отношениях. У каждого из них свои маленькие секреты.

- Насколько отличается ваш опыт в Голливуде по сравнению с работой в Европе?

- Отличается, но немногим - потому что все равно в центре лежит процесс создания фильмов и работы над ролью.

- В кино женщины обычно играют персонажей старше себя, а вы играете героинь моложе себя как минимум на 10 лет.

- Полагаете, у меня есть секрет? Но если я вам его открою, то секрет уже не будет секретом. Думаю, все дело в том, что я просто очень хороший человек (Смеется.)

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Изабель Юппер родилась в Париже 15 марта 1955 года. Обучалась в Консерватории Версаля и Консерватории драматического искусства. Дебютировала в кино в 1971 году в 16-летнем возрасте, спустя уже семь лет была удостоена приза за лучшую женскую роль Каннского фестиваля - за фильм "Виолетта Нозьер" Клода Шаброля. Снималась в картинах ведущих европейских режиссеров. За фильм «Она» Пауля Верхувена была номинирована на «Оскара». Замужем за режиссером Рональдом Шамма, имеет от него троих детей Лолиту, Лоренцо и Анджело.

5 лучших фильмов Изабель Юппер:

"Вальсирующие"

"Дама с камелиями"

"Мадам Бовари"

"Пианистка"

"8 женщин"