Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Здоровье30 мая 2018 8:16

Чего на самом деле можно добиться от нашей медицины бесплатно

Вместе с экспертами «Комсомолка» собрала типичные истории из практики — о том, как можно сэкономить деньги, вовремя получить качественную медпомощь и добиться компенсации, если вас незаконно заставили раскошелиться
На приеме у врача в детской поликлинике.

На приеме у врача в детской поликлинике.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Как известно, болеть у нас в стране сложно и недешево, даже за бесплатную медицину зачастую приходится доплачивать. Однако порой все может оказаться не так разорительно и страшно, как мы привыкли думать.

1. «БУДЕМ РЕЗАТЬ И ДРОБИТЬ»

30-летней жительнице Тюменской области понадобилось удалить кисту в верхней челюсти. Врачи заботливо предупредили: стандартная операция по полису ОМС, то есть бесплатно, будет очень травматичной, а вот если заключить договор о платных медуслугах, то кисту уберут эндоскопическим методом, то есть с минимальным хирургическим вмешательством. Обойдется это в 28 тысяч рублей.

- Не все знают, но у каждого россиянина есть персональный защитник его прав при получении медпомощи в рамках ОМС (обязательного медстрахования. - Ред.), - поясняет доктор медицинских наук, эксперт по правам пациентов Алексей Березников. - Это страховая медицинская компания, выдавшая вам полис ОМС. Сейчас у таких специалистов широкий набор полномочий, который позволяет бесплатно помогать пациентам в решении самых разных проблем.

Расстроенная пациентка из Тюмени по совету знакомых позвонила по телефону, указанному на медполисе. Эксперты уточнили возможности оплаты эндоскопических операций по ОМС, связались с руководством клиники. В итоге девушке быстро согласовали дату госпитализации с бесплатным удалением кисты современным малотравматичным методом. Операция прошла успешно.

СОВЕТ

Списки анализов, процедур, методов лечения, расходных материалов и т. п., положенных пациенту в рамках ОМС, утверждены законодательством, но документов много и самому разобраться в них непросто. Поэтому в любом случае, когда вам предлагают «более современный»/качественный/менее болезненный и т.п. метод за плату, уверяя, что в ОМС это не входит, сразу же звоните своему медицинскому страховщику, чтобы он уточнил: так ли это.

2. АППАРАТ В РЕМОНТЕ - ЖДИТЕ

Двухлетнему малышу с редкой болезнью «Моямоя» (постепенное зарастание, сужение сосудов головного мозга) стало хуже и срочно понадобилась ангиография сосудов мозга, то есть сложное рентгенографическое исследование с введением контрастного вещества. В поликлинике, к которой прикреплен ребенок, развели руками: диагностический аппарат сломался, сдан в ремонт, ждите.

Мама мальчика в отчаянии связалась с сотрудниками компании, где малышу оформляли полис ОМС. Специалисты организовали консультацию в другой клинике, проведение обследования там и госпитализацию малыша. Ребенок вовремя получил необходимую медпомощь, кризиса удалось избежать. Все это — бесплатно.

СОВЕТ

На практике нередко встречаются ситуации, когда единственный врач-специалист (инфекционист, эндокринолог и т. д.) заболел, реактивы для определенных анализов закончились, а аппарат для обследований сломался. Запомните: во всех этих случаях вас обязаны бесплатно направить в другое ближайшее медучреждение, где есть то, что вам требуется. Если направление не выдают — сразу звоните своему страховщику по ОМС.

3. БЕЗ ДИАГНОЗА И БЕЗ ТОЛКУ

12-летний подросток попал в больницу, пролежал больше двух недель, но улучшений не было, диагноз мальчику так и не поставили, а температура стабильно оставалось высокой. Родители не выдержали и по совету знакомых написали жалобу в компанию, выдавшую полис ОМС.

Специалисты организовали очную экспертизу качества медицинской помощи прямо в стационаре. В результате эксперты совместно с лечащим врачом вынесли решение: пациента нужно перевести в больницу более высокого (регионального) уровня, где больше возможностей для углубленной диагностики. Подростка положили в областную клиническую больницу, обследовали и назначили адекватное лечение. Мальчик выздоровел, и его выписали под амбулаторное наблюдение.

СОВЕТ

Если вас не устраивает качество медпомощи в больнице, лечение затягивается, а толку мало, то бесплатный защитник ваших прав (то есть организация, выдавшая вам полис ОМС) может организовать экспертизу работы медиков. Прямо в стационаре. И по итогам может быть принято решение о дополнительных обследованиях, усиленном внимании к пациенту или даже переводе в больницу другого уровня или специализации.

4. РАСКОШЕЛИТЬСЯ И ПОЛУЧИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ

В Челябинске врач-гастроэнтеролог горбольницы выдал своей пациентке направление на операцию и предупредил: за предоперационное обследование и контрольное УЗИ придется платить. Женщина оформила все расходы официально: заключила договор, взяла квитанции. А потом позвонила на «горячую линию» компании, выдавшей полис ОМС. Специалисты рекомендовали оформить письменную жалобу и приложить копии финансовых документов, подтверждающих, что пациентку фактически вынудили раскошелиться на платные медуслуги. Жалоба была признана обоснованной, и к больнице предъявили требование возместить пациентке потраченные средства. Женщина получила компенсацию.

СОВЕТ

Если вам навязывают платные медуслуги и обстоятельства складываются так, что вы вынуждены заплатить, обязательно заключайте договор, храните квитанции/чеки, по возможности фиксируйте заявления медперсонала о том, что обследования/процедуры можно получить только платно. Имейте в виду: в карте или истории болезни должно фиксироваться: пациент уведомлен, что услуга будет оказана вне ОМС, то есть платно. Потом позвоните в свою страховую медицинскую компанию и проконсультируйтесь, как составить жалобу.

5. АЛЛЕРГИЯ, АСТМА? НЕ УГАДАЛИ...

Мама годовалого ребенка в течение пяти месяцев ходила с малышом к педиатру и аллергологу детской городской больницы, но ничего не помогало: никак не удавалось избавиться от приступов кашля. Ребенку надолго и в больших дозах назначили гормональную терапию с сильными побочными эффектами, подозревая астму - толку ноль. От безысходности женщина написала жалобы в разные инстанции.

Эксперты медстраховщика по ОМС запросили у больницы первичную меддокументацию, чтобы проверить: как обследуют и лечат пациента. Вскрылись серьезные нарушения. В числе прочего медики не провели необходимого обследования на предмет наличия инородного тела, что обязательно для маленьких детей. Как выяснилось впоследствии при дополнительном обследовании, именно инородное тело в бронхах и было причиной непроходящего кашля. Малышу назначили лечение в областной клинической больнице и после выздоровления выписали.

СОВЕТ

Долгие обследования и лечение могут не давать результата из-за недобросовестности медперсонала и(или) некачественно оказанной медпомощи. Если вы не удовлетворены качеством или сроками обследования и лечения, не теряя времени обращайтесь в свою страховую медицинскую организацию, - рекомендует специалист по защите прав пациентов в системе ОМС, эксперт Всероссийского союза страховщиков Анна Макашова.

НА ЗАМЕТКУ

Если вы едете в отпуск

- Отправляясь на отдых в другие регионы, прихватите с собой ваш полис обязательного медицинского страхования, - советует председатель Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, доктор медицинских наук Алексей Старченко. - В крайнем случае имейте при себе ксерокопию, фото в смартфоне или хотя бы просто записанную информацию: номер полиса и название выдавшей его страховой медицинской организации. Запомните: по закону медпомощь застрахованным гражданам (то есть имеющим полис ОМС. - Ред.) оказывается бесплатно на всей территории России в объеме базовой программы ОМС. В такую программу входят все основные виды медпомощи при самых распространенных заболеваниях.