Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Общество19 августа 2019 12:04

7 самых красивых домов Петербурга, фасады которых отреставрируют за счет турсбора

Всего в программе 255 жилых зданий со сложной и очень сложной отделкой
Привести 255 зданий в порядок – и с улицы, и со двора – планируют в ближайшее десятилетие.

Привести 255 зданий в порядок – и с улицы, и со двора – планируют в ближайшее десятилетие.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Туристическая столица Северо-Запада станет еще краше. За чей счет? За счет самих туристов! Средства, полученные с введением турсбора, хотят направить на реставрацию фасадов домов-памятников. Речь идет о 255 жилых зданиях с особо сложной отделкой. Привести их в порядок – и с улицы, и со двора – планируют в ближайшее десятилетие.

Волшебным толчком подпрограмме «Наследие», разработанной Комитетом по охране памятников Петербурга, стал неудачный ремонт – отнюдь не реставрация – исторического здания на Кирочной улице, Дома Бака. К счастью, обошлось без непоправимого ущерба. После визита на место власти решили передать самые сложные фасадные работы, за которые отвечал Фонд капремонта, в ведение КГИОПа.

– Во время работ мы сможем восстанавливать исторические башенки и шпили, которые формируют уникальную городскую среду, – отмечает председатель ведомства Сергей Макаров. – И, конечно, будет менять уродливые железные двери на соответствующие историческим.

Отныне ценные фасады исторических жилых домов – третьей и наивысшей четвертой сложности – будут восстанавливать реставраторы. За Фондом капремонта оставили все остальные работы, включая фасадные для первой и второй категорий.

ДОХОДНЫЙ ДОМ СЕЛЬХОЗТОВАРИЩЕСТВА «ПОМЕЩИК»

7-я Красноармейская улица, 28-30, Измайловский проспект, 16

Выявленный памятник, 3-я категория сложности, модерн

Построен в 1911-1912 годах

Архитектор – Яков Блувштейн

96 702 700 рублей на фасад

Здание в рыцарском стиле – детище прибалтийского дворянства.

Здание в рыцарском стиле – детище прибалтийского дворянства.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Здание в рыцарском стиле – детище прибалтийского дворянства, объединившегося в товарищество. Об этом напоминают три леопарда на фасаде – элемент герба Эстляндской губернии (такие же украшают герб Эстонии).

Несмотря на готический дух, при строительстве в ход пустили современные бетонитовые камни (пустотелые блоки из бетона), а внутри обустроили водяное отопление. Был в доме даже свой кинотеатр. Фойе «большого кинематографа с эстрадой для дивертисмента» скрывалось за высокими окнами первого этажа флигеля.

За век в готическом доме побывали и сберкасса, и гастроном, и швейное училище.

За век в готическом доме побывали и сберкасса, и гастроном, и швейное училище.

Фото: Олег ЗОЛОТО

В «доме помещика» жил солист Мариинского театра Павел Маржецкий. После революции он ставил спектакли в балетной школе, открытой Александром Кларком, в котором аккомпанировал будущий дирижер Евгений Мравинский и учился артист Николай Черкасов.

В восьмидесятых в пожаре здание потеряло шпиль. Фото: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

В восьмидесятых в пожаре здание потеряло шпиль. Фото: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

За век в готическом доме побывали и сберкасса, и гастроном, и швейное училище, и даже фабрика игрушек. В восьмидесятых в пожаре здание потеряло шпиль.

ДОМ КУДРЯВЦЕВА

15-я линия Васильевского острова, 70

Выявленный памятник, 4-я категория сложности, модерн

Построен в 1910-1911 годах

Архитектор – Михаил Еремеев

55 939 500 рублей на фасад

Изначально дом был украшен большим маскароном под крышей.

Изначально дом был украшен большим маскароном под крышей.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Здание известно своим удивительным декором: по фасадам рассыпаны подсолнухи и зеленые луга из майолики. Мозаичные панно выполнили на мануфактуре Петра Ваулина, известного художника-керамиста. На его производстве в Кикерино, под Гатчиной, работали видные художники того времени, например, Николай Рерих.

«Я поставил себе задачу возродить русскую майолику со всей присущей ей красотой русской экзотики», – писал Ваулин.

По фасадам рассыпаны подсолнухи и зеленые луга из майолики.

По фасадам рассыпаны подсолнухи и зеленые луга из майолики.

Фото: Олег ЗОЛОТО

А вот о самом хозяине сказочного дома известно меньше. Михаил Митрофанович Кудрявцев был почетным гражданином, купцом первой гильдии. У «бизнесмена» были гостиница и ресторан, занимался он и виноторговлей.

Изначально дом был украшен большим маскароном под крышей – сказочным мужским портретом, увитым подсолнухами. Но с приходом к власти Советов его сбили.

ДОМ ШЕФФЕРА

9-я линия Васильевского острова, 58

Выявленный памятник, 4-я категория сложности, модерн

Построен в 1911-1912 годах

Архитектор – Николай Алексеев

78 511 900 рублей на фасад

Яркий дом на 9-й линии носит имя известного купца. Иоганн Филипп, или Филипп Александрович, Шеффер родом из Гамбурга, в городе на Неве занимался обойным производством. Супругой купца была Анна Вильгельмина Пель, представительница знаменитой немецкой аптекарской семьи.

Вот только умер купец Шеффер в 1872-м. По данным справочника «Весь Петербург» за 1911 год – год начала строительства дома, – в городе жил только один его тезка, Филипп Владимирович Шеффер. Он же стал хозяином нового дома в стиле модерн.

Яркий дом на 9-й линии носит имя известного купца. Но не все так однозначно.

Яркий дом на 9-й линии носит имя известного купца. Но не все так однозначно.

Фото: Олег ЗОЛОТО

В истории сохранились сведения о востоковеде и синологе Филиппе Шеффере, который родился в 1894 году в Кенигсберге. Он был из семьи военных, вырос в Санкт-Петербурге, здесь же в 1913-м начал изучать восточные языки. Но с началом Первой мировой войны вместе с отцом уехал в Архангельск, женился на русской учительнице, а затем вернулся на Родину в Германию. В Берлине Шеффер стал участником коммунистического движения.

В 1935-м его арестовало гестапо, и в тюрьме он стал борцом движения Сопротивления («Красная капелла»). В Пасху 1942 года, когда Ленинград подвергли самым жестоким бомбардировкам, Шеффера ранили при попытке спасти двух супругов-евреев от самоубийства. Вскоре его арестовали вновь. В мае 1943 года Филиппа Шеффера казнили.

ДОХОДНЫЙ ДОМ МИХАЙЛОВА

Введенская улица, 7

Выявленный памятник, 3-я категория сложности, модерн

Построен в 1913 году

Архитектор – гражданский инженер Владимир Смирнов, скульптор – Рудольф-Давид Рачин

58 837 200 рублей на фасад

Вся изюминка этого здания – в жителях.

Вся изюминка этого здания – в жителях.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Суровый дом с атлантами, отделанный гранитом, возвели для купца Егора Михайлова. Но вся изюминка этого здания – в жителях. С апреля 1915-го до самой смерти в 1927 году в нем жил Борис Кустодиев. Мастерская художника находилась на четвертом этаже, в квартире № 50, а окна выходили на сквер Введенской церкви.

Суровый дом с атлантами, отделанный гранитом, возвели для купца Егора Михайлова.

Суровый дом с атлантами, отделанный гранитом, возвели для купца Егора Михайлова.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Здесь Кустодиев создал 250 живописных и графических работ, 150 книжных иллюстраций. В числе полотен – «Красавица», циклы «Масленица» и «Русские типы», «Стенька Разин». Картину «27 февраля 1917 года», находящуюся в Третьяковке, Кустодиев написал под впечатлением от сцены, увиденной из окна. А прототипом «Купчихи за чаем» стала соседка художника с шестого этажа, актриса Галина Адеракс.

В гостях у Кустодиева бывали Федор Шаляпин и Александр Бенуа, Максим Горький, Алексей Толстой и Максимилиан Волошин, академик Иван Павлов и молодой физик Петр Капица.

ДОМ ЛИШНЕВСКОГО

Улица Ленина, 41, улица Полозова, 28

Выявленный памятник, 3-я категория сложности, неоклассицизм

Построен в 1912-1913 годах.

Архитектор – Александр Лишневский

180 183 400 рублей на фасад

Архитектор Александр Лишневский подарил Петербургу, Петрограду и Ленинграду около полусотни зданий. Самое впечатляющее – дом городских учреждений на углу Вознесенского проспекта и Садовой улицы.

В 2015-м скульптуру демона просто сбили с фронтона.

В 2015-м скульптуру демона просто сбили с фронтона.

Несколько лет назад особую известность получил его «дом с Мефистофелем» на Лахтинской улице: в 2015-м скульптуру демона просто сбили с фронтона. Пока утраченный горельеф на фасад так и не вернулся. Обещают, что это произойдет во время капремонта.

До нас скандальный дом так и дошел в «незаконном» виде.

До нас скандальный дом так и дошел в «незаконном» виде.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Но не менее любопытна история дома Лишневского на соседней улице. Автор построил для себя дом мечты с лифтом и гаражами, отоплением и горячей водой. Но спустя несколько месяцев после новоселья выяснилось, что, увлекшись творчеством, архитектор изменил фасад, превысил допустимую высотность, занял проезд в боковой двор. На устранение замечаний дали год. Вот только Лишневский ничего менять не собирался.

Увлекшись творчеством, архитектор изменил фасад, превысил допустимую высотность, занял проезд в боковой двор.

Увлекшись творчеством, архитектор изменил фасад, превысил допустимую высотность, занял проезд в боковой двор.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Тогда Александра Львовича пригласили в суд. Несмотря на упорство архитектора, все его доводы признали несостоятельными. Лишневского приговорили к штрафу и обязали привести постройку в нормальный вид. Скрепя сердце художник составил проект, угождающий и его полету фантазии, и закону, но воплотить его так и не успел: грянул 1917 год. До нас скандальный дом так и дошел в «незаконном» виде.

ДОМ НИКОНОВА

Улица Достоевского, 38

Выявленный памятник, 3-я категория сложности, неорусский стиль

Построен в 1894 году

Архитектор – Николай Никонов

30 559 700 рублей на фасад

Никонов знаменит своими «домами-пряниками».

Никонов знаменит своими «домами-пряниками».

Фото: Олег ЗОЛОТО

Зодчий Николай Никонов прославился своими храмами. Среди них – Покровская церковь на Боровой, Иоанновский женский монастырь на Карповке, храм Тихвинской иконы на Большой Спасской (взорван в 1982-м), храм Преподобной Марии на Большеохтинском кладбище (снесен в 1929-м). Церкви и часовни Никонова стояли в Москве, Ревеле, Полтаве, Новом Афоне, на Валааме.

Дом богато украшен цветными изразцами.

Дом богато украшен цветными изразцами.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Но знаменит Никонов и своими «домами-пряниками». Один стоит на Колокольной улице, а второй, в котором жил сам архитектор, – на нынешней улице Достоевского, которая раньше называлась Ямской. «Пряничный дом», напоминающий русское зодчество XVII века, богато украшен цветными изразцами.

ДОМ БАДАЕВА

Улица Восстания, 19, литера А

Региональный памятник, 3-я категория сложности, модерн.

Построен в 1904-1906 годах

Архитекторы – братья Василий и Георгий Косяковы

109 836 900 рублей на фасад

На щипце поместили крылатую женскую фигуру, которую в народе прозвали печальным ангелом.

На щипце поместили крылатую женскую фигуру, которую в народе прозвали печальным ангелом.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Пантелей Бадаев – потомственный почетный горожанин, староста домовой церкви при Петербургской духовной семинарии. Построенный для него дом украсили нимфами и майоликой работы Ваулина, а на щипце поместили крылатую женскую фигуру, которую в народе прозвали печальным ангелом. За прекрасные фасады на городском конкурсе архитекторов удостоили серебряной медали.

За прекрасные фасады на городском конкурсе архитекторов удостоили серебряной медали.

За прекрасные фасады на городском конкурсе архитекторов удостоили серебряной медали.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Посетителей и жителей здесь встречали швейцары, наверх их поднимал дубовый лифт, в парадных топили камины. Поговаривали, что в этом доме жила ближайшая подруга императрицы Александры Федоровны, мемуаристка Анна Вырубова.

Еще один известный житель дома, уже в послевоенное время, – двукратный олимпийский чемпион (1952 и 1956 годов) и шестикратный чемпион Европы по академической гребле, художник и архитектор Юрий Тюкалов. Он застал дом уже коммунальным и восстановленным после того, как в блокаду в него угодил немецкий снаряд.

Нежное создание превратилось в «степную бабу».

Нежное создание превратилось в «степную бабу».

Фото: Александр ГЛУЗ

В 2015 году петербуржцы заметили, что одну из нимф на фасаде изуродовали неумелым ремонтом: нежное создание превратилось в «степную бабу».

КСТАТИ:

13 000 жилых домов-памятников сейчас в России.

1868 (14,4 процента) из них находятся в Петербурге.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ:

255 многоквартирных домов-памятников со сложными и особо сложными фасадами вошли в программу. Из них:

– 244 – третьей категории сложности,

– 11 – наивысшей четвертой.

КОНКРЕТНО:

10 лет реставрации, по 20-25 домов в год, в том числе:

– 2020 год – начало разработки проектов,

– 2021 год – начало реставрации первых домов.

17 051 900 500 рублей, из них:

– 824 110 400 рублей – на разработку проектов,

– 16 227 790 100 рублей – на саму реставрацию.

КСТАТИ:

120 дел завел КГИОП в связи с нарушениями в отношении домов-памятников в 2017 году.

145 таких дел было в 2018 году.

65 – на конец июня 2019 года.

КОМПЕТЕНТНО:

Нина ШАНГИНА, председатель Совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга:

– Практически на каждом объекте культурного наследия со сложной архитектурной отделкой возникают трудности, решить которые могут только специалисты-реставраторы узкого профиля. При работе и с металлом, и со штукатуркой, и на камне – в каждом направлении реставрационных работ – особенностей множество.

3 ВОПРОСА О КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ:

Отвечает Сергей МАКАРОВ, председатель Комитета по охране памятников Петербурга.

– Увеличение турпотока – это и растущая нагрузка на памятники. Проблема ли это?

– Да, и она обсуждается на уровне ЮНЕСКО. Там, где туристическая нагрузка уже превышает возможности города, с ней начинают бороться. Мэрия Барселоны, например, прекратила выдавать разрешения на открытие новых отелей. Если власти делают город комфортным для жителей – ждите туристов. В Петербурге традиционно основную нагрузку испытывают Эрмитаж и пригородные музеи-заповедники. Конечно, Эрмитаж – это Эрмитаж, но нам нужно учиться правильно позиционировать и новые места притяжения публики.

– Раз нагрузка растет, может, и реставрировать памятники нужно чаще и быстрее?

– Реставрация – очень консервативное ремесло, она и не должна становиться высокотехнологичной. Если на здании штукатурка известковая, она должна быть известковой, без всяких примесей. Хотя, конечно, появляются новые материалы, в основном это гидрофобизаторы и гидроизоляторы. Конечно, не хотелось бы часто возвращаться с реставрацией на объекты культурного наследия. Это вопрос не только финансирования, но и внедрения в подлинность. А чтобы помощь реставраторов требовалась реже, нужно правильно содержать памятники и ухаживать за ними.

Живете в красивом историческом доме – можно строительные леса перед окнами и потерпеть, считают в Смольном.

Живете в красивом историческом доме – можно строительные леса перед окнами и потерпеть, считают в Смольном.

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Повлияет ли реставрация сложных фасадов на скорость всего капремонта?

– Так как эти фасады попали в нашу программу, то завершать работы в течение одного бюджетного года теперь нет необходимости. В деле реставрации спешка очень вредит. Да, у жителей может вызывать недовольство то, что в течение двух-трех лет за окнами будут строительные леса. Но что делать, живете в красивом историческом доме – можно немного и потерпеть. Тем более, что реставрация фасада – это подарок города, на эти работы не будут тратить средства, которые жители сдают по строчке «Капитальный ремонт».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Нимфа-гарпия и «кастрация» фрески: шедевры, которые испортила реставрация

На днях все внимание общественности в Петербурге оказалось приковано к «дому печального ангела». Точнее, к одной из нимф на барельефе. У нимфы музыки – прекрасное, нежное лицо с огромными печальными глазами. Было. Теперь ее истинный облик можно увидеть только на старых фотографиях. В 2010 году после очередной реставрации нимфа превратилась в «степную бабу» - опухшее существо, больше похожее на гарпию, нежели на богиню. А ведь это не единственный «шедевр», подпорченный ремонтом – только в Петербурге десятки барельефов оказались искажены после вмешательства горе-реставраторов. Мы вспомнили самые громкие скандалы из мира высокого искусства (подробности)