Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Экономика27 марта 2020 16:37

Экономику России спасут только беспроцентные кредиты для бизнеса

В противном случае каждый четвертый россиянин может остаться без работы, считает колумнист «КП»
Андрей МОВЧАН
Андрей МОВЧАН

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Надо признать факт: эпидемия надолго. Давайте планировать на 6 месяцев. Выручка бизнесов, образовывавших примерно 25 трлн рублей ВВП в России, упадет в 2 раза по году – это если все они выживут. А если не выживут – то еще больше. Выручка бизнесов, вовлеченных в нефтегазовый сектор (еще 20 трлн), упадет примерно так же (падение внутреннего потребления и внешних цен). Остальная часть ВВП (примерно 60%) сократится на 10 - 20%. Если оставить ситуацию без вмешательства – будет катастрофа: процентов 20-25 населения в результате останется без доходов и без сбережений.

Можно пойти самым простым путем: всем, кто зарегистрируется как безработный/оставшийся без дохода – платить в месяц пособие, чтобы не умерли с голоду (скажем 10 000 рублей на человека). За такой помощью обратится около 25 млн человек (очень грубая оценка, но как вы увидите ниже, даже ее удвоение нас не убьет). Это – 250 млрд рублей в месяц, 3 трлн рублей в год, но год нам не нужен, нам будет нужно где-то 8 месяцев, 2 трлн рублей. Это подъемные деньги, в ФНБ сейчас 8,2 трлн рублей. Эти деньги не вызовут ни девальвации, ни инфляции – они придут в страну с резко упавшей скоростью оборота денежных средств и резко снизившимся потреблением. Но – есть очень плохая новость: процедура эта потребует чудовищной бюрократии и крайне качественной логистики.

Получателей надо зарегистрировать, убедиться, что они нуждаются в помощи, сформировать платежные документы, провести платежи и так далее – при том, что в России нет ни одной системы, которая могла бы «принять» такую задачу на себя (только не говорите мне про Пенсионный фонд). Кроме того, эта схема вообще не решает задачи сохранения бизнесов – те будут закрываться и бизнес-жизнь будет умирать. В результате эпидемия закончится - а платить надо будет все равно, так как зарабатывать этим 25 млн человек будет негде.

Есть же путь, который решает все указанные проблемы, и дает возможность по мере окончания кризиса обеспечить быстрое восстановление и – постепенный возврат средств государству.

Необходимо организовать государственную программу выдачи беспроцентных долгосрочных (до 10 лет) кредитов бизнесам с годичными каникулами и потом возвратом равными долями. При этом бизнесы должны будут иметь право вернуть эти кредиты как минимум на 50% из начисляемого налога на прибыль будущих периодов.

Использование этих кредитов допустимо только:

- на выплаты зарплат сотрудникам в период карантинов и прочих ограничений функционирования бизнеса (но не больше, чем в размере 75% от зарплаты за февраль 2020 года), либо в период снижения выручки более чем на 10%;

- на выплату арендной платы за коммерческую недвижимость, арендованную до 1 марта 2020 года;

- оплату услуг связи и коммуникации в пределах не более, чем в 1 квартале 2020 года;

- оплату услуг постоянных подрядчиков (кроме зарубежных) в размерах не выше, чем по 1 кварталу 2020 года;

- оплату процентов по кредитам, взятым до 1 марта 2020 года.

Главным условием выдачи кредита должно быть несокращение персонала компании более чем на 10% по сравнению с 1 февраля 2020 года. Однако компании должны иметь право на периоды ограничений снизить зарплаты сотрудников до 50 - 75% от прежнего уровня.

Администрирование таких кредитов должны осуществлять коммерческие банки; государство в лице срочно созданного агентства (можно при ВЭБе, например) должно выкупать эти кредиты у банков по факту их выдачи и даже доплачивать банкам комиссию. За нецелевое использование кредитов можно предусмотреть даже и уголовную ответственность – как за расхищение народного добра в военное время.

Такая кредитная программа позволит сохранить «кровь в системе». Взаиморасчеты между временно сколлапсировавшими предприятиями будут продолжаться, их сотрудники будут получать зарплату, это будет поддерживать спрос в целом по рынку.

Да, возможно, суммарный объем таких кредитов будет больше, чем 2 и даже 8 трлн рублей. По очень приблизительной оценке может потребоваться даже до 20 трлн рублей таких кредитов. Это примерно в 2 раза больше, чем рост объемов активов банковского сектора за 2019 год – не слишком пугающая величина. Это 250 млрд евро – существенно меньше, чем потратят (не в долг дадут) развитые страны на поддержку своих экономик. Эти 20 трлн рублей можно взять частично из ФНБ, частично – увеличив государственный внутренний долг (в банках только население хранит 30 трлн рублей), частично взяв в долг у ЦБ.

Тем кому цифра кажется слишком большой, просто напомню, что золото-валютные резервы России в 2014 году сократились на 150 млрд долларов исключительно в результате валютных интервенций (бессмысленной попытки удерживать курс рубля). На сегодня у России в резервах находится 551 млрд долларов (около 40 трлн рублей).

В результате нам удастся сохранить большинство бизнесов до момента конца эпидемии и ограничений. Они смогут сразу включиться в процесс «послевоенного восстановления» экономики. Потребление остановится на время, но по мере снятия карантинных мер сможет сразу начать расти за счет того, что все это время работники компаний получали доходы. Пока же будут существовать ограничения, бизнесы смогут настраивать свою работу, становиться более эффективными, уходить в онлайн по возможности, обслуживать тех клиентов, которых возможно, и так, как возможно. Не нужно будет потом разгребать юридические развалины, иметь дело с параличом системы собственности, из-за того, что масса активов будет принадлежать банкротам. Отношение бизнеса к власти и обществу, которые поддержали его в кризис, будет совершенно иным – да и отношение власти к бизнесу, который оно поддержало, совершенно изменится.

Я, конечно, рассказываю сказки не про нашу страну. Я понимаю, что у нас будет по-другому:

- выплата пособий не всем, не всегда и через муторную оффлайновую бюрократическую волокиту (способ перезаразить всех участников);

- декларации помощи бизнесам, которые так и не «спустятся» до исполнителей;

- введение новых налогов (на очереди рост налогов на имущество, налог на движимое и ликвидное богатство, прогрессивный подоходный налог, разовые налоги, например сбор с депозитов в банках, налог на валютные сбережения, налог на вывод теперь уже капитала – не знаю, что успеют);

- возможно – принудительный внутренний заем – например 25% депозитов;

- повышение зарплат силовикам и депутатам.

Малый и средний бизнес будет банкротиться, а усилия ФНС будут направлены на уголовное преследование тех, кто отказывается платить полную зарплату работникам по дурацкой причине отсутствия денег. В результате мы получим смертность МСП такого масштаба, что о частном бизнесе можно будет забыть, а страна вынужденно вернется в состояние – нет, не 90-х, а 80-х годов. Или – я по старой традиции ошибаюсь и все будет существенно лучше?