Премия Рунета-2020
Липецк
-3°
Boom metrics
Общество28 ноября 2013 13:34

Липецкие гаишники поделились радарами с «частниками»

За приборами фиксации теперь следят операторы-чоповцы, а недовольные водители грозят им расправой и даже разбивают камеры
За приборами нужен глаз да глаз: особо ретивые водители не раз пытались разбить технику

За приборами нужен глаз да глаз: особо ретивые водители не раз пытались разбить технику

Гаишником в кустах у нас никого не удивишь. Радаром - тоже. Но многих автомобилистов, проезжающих по дорогам Липецкой области, изумляет диковинная картина: на обочине стоит переносной прибор фиксации скоростного режима, а привычных ребят с полосатой палочкой нет и в помине. Зато неподалеку от устройств (которые за их форму липецкие водители прозвали «треногами») стоят самые обычные, не бросающиеся в глаза автомобили. В них находятся операторы, или охранники (это уж кому как удобно) - штатские лица, не имеющие отношения к ГИБДД. Они следят за тем, чтобы с камерой, не дай бог, чего не случилось.

ГАИШНИКОВ ОСВОБОДИЛИ ОТ ОБУЗЫ И ВЗВАЛИЛИ ЕЕ НА ЧОПЫ

- Подобная практика введена на наших дорогах с 13 мая 2013 года, - сообщил начальник управления административных органов Липецкой области Виталий Шикин. - И она уже себя оправдала.

По словам чиновника, мера эта вынужденная и применяется не от хорошей жизни.

- После реформы МВД численность сотрудников ГИБДД в Липецкой области сократилась на 20%, а количество транспортных средств с каждым годом увеличивается на 5 - 7% и уже составляет 450 тысяч единиц. Где же на всех напасешься инспекторов, - продолжает Шикин. - Кроме того, явно нерационально использовать офицеров ГИБДД в качестве охранников систем фотовидеофиксации, у них и так забот хватает. Например, только в одном Липецке в сутки случается до 100 различных мелких аварий, на которые приходится выезжать. Уже не говорю про ДТП с погибшими и пострадавшими.

Хотя «треноги» без сопровождения сотрудников ГИБДД «охотятся» за лихачами уже полгода, далеко не все водители даже спустя такой срок воспринимают эту ситуацию как данность. И то и дело пытаются отыскать в ней коррупционную составляющую.

- Во дают гаишники, раньше сами «купоны стригли», а теперь отдали столь прибыльный бизнес всяким там коммерсантам, - то и дело можно услышать как из уст самих липецких водителей, так и на форумах в интернет-пространстве. - Неспроста все это, наверняка с ними в доле, просто сами работать не хотят, вот и перекинули всю грязную работу дядям со стороны.

Расхожую точку зрения категорически опровергает Виталий Шикин:

- Это просто чушь несусветная, ну какие могут быть коммерсанты! Все гораздо прозаичнее. Управление государственной противопожарной спасательной службы (УГПСС) по Липецкой области на конкурсной основе заключило контракт с двумя липецкими ЧОПами: «Безопасный город» и «Ковач-С», - сотрудники которых по сути только охраняют переносные камеры от воздействия недовольных автомобилистов. Никакого отношения к фиксации нарушений и уж тем более к наложению штрафов они не имеют и по закону иметь не могут.

На этом участке «тренога» фиксирует до 180 нарушений за день.

На этом участке «тренога» фиксирует до 180 нарушений за день.

Тогда какое же отношение к фиксации нарушений имеет противопожарная спасательная служба? Уж не возложила ли она на свои плечи функции по контролю соблюдения ПДД, отобрав их у гаишников? Оказывается, нет. Все дело в том, что ГИБДД - государственная структура, и по закону она не может заключать договоры с теми же ЧОПами, а УГПСС по Липецкой области - структура региональная, и ей такое право дано. Деньги ведь чоповцам выделяются из областного бюджета, и деньги, надо сказать, немалые. Точную цифру чиновники так и не назвали, ссылаясь на коммерческую тайну, но дали понять, что счет идет на миллионы рублей в год.

Однако спрашивается, при чем здесь региональный бюджет? Не государственная ли это функция - оплачивать труд инспекторов? Как пояснили чиновники на пальцах: таким образом покупается услуга по охране имущества Липецкой области - радаров (а принадлежат они именно региону). Это такая же услуга, как охрана ЧОПами, например, гаражей, складов и прочего областного добра. Оплата таких услуг регламентируется Законом «О бюджете Липецкой области». Кстати, все собранные здесь дорожные штрафы поступают именно в этот бюджет и далее распределяются совместно с другими доходами так, как решат депутаты на сессии облсовета. Это регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

УСТАНОВИЛ, НАСТРОИЛ - СИДИ, КУРИ

Всего на дорогах Липецкой области действуют 52 переносные фиксирующие камеры КРИС-П. Ежедневно используется порядка 40 из них. Располагаются они на самых оживленных и аварийно-опасных, с точки зрения сотрудников ГИБДД, участках дорог. Причем, чтобы водители не привыкли к радарам, места их дислокации периодически меняют. Точные пункты нахождения каждого переносного радара в конкретный день устанавливает лично начальник УГИБДД Липецкой области Андрей Панасович.

Каждое утро сотрудники ЧОПов забирают прибор КРИС-П в Управлении ГПСС, затем отвозят его на точно определенное место и настраивают в нужном режиме. Радар может фиксировать скорость автомобилей, движущихся не более чем по двум полосам дорожного полотна. После того как все настройки выполнены, чоповцу остается только наблюдать за самим радаром из салона своего автомобиля. Работа вроде бы непыльная. Но как признаются сами охранники, нередко от постоянного сидения на одном месте начинает ломить спину.

По окончании дежурства камеру доставляют обратно. Из нее извлекают флешку с записями и передают в специальное подразделение ГИБДД, сотрудники которого обрабатывают информацию и высылают постановления о штрафах нарушителям.

«Комсомолка» пообщалась с одним из чоповцев. Сотрудник «Безопасного города» по имени Роман (фамилию он просил не называть) сам себя считает не охранником, а оператором мобильной переносной камеры. Смена Романа составляет десять часов. Работает два дня через два. За месяц выходит до 15 полноценных смен. Назвать свою зарплату наш собеседник отказался, но сказал, что она его вполне устраивает, иначе не сидел бы целыми днями в салоне собственной «девяносто девятой» и не следил бы за переносным радаром. (Из других неофициальных источников мы все-таки узнали, что платят таким операторам 1000 рублей за смену. И другой охранной деятельностью они не занимаются.)

Кстати, наблюдать за сохранностью вверенного ему имущества мужчине помогает автомобильный видеорегистратор, закрепленный на боковом стекле его машины.

- Это на тот случай, если кто-то будет бузить: регистратор его выхватит и не позволит уйти безнаказанно, - говорит Роман.

А «бузотеров», по признанию оператора мобильной переносной камеры, хватает.

- Всячески оскорбляют, говорят, что «стригу баблосы» с водил, даже грозятся разбить камеру, - рассказывает Роман. - Были даже «фрукты», которые грозились отловить меня после дежурства и, что называется, поговорить по душам. Как могу, пытаюсь объяснить, что лично я ни к кому из них в карман не лезу. Не гоните как угорелые - и камера вас не зафиксирует.

По словам мужчины, за смену на его участке, где действует ограничение скорости до 60 км/ч, фиксируется до 180 нарушений. Причем, согласно новым правилам дорожного движения, вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, камера засекает номера только тех автомобилей, чья скорость превышает 81 км/ч.

ОХРАНА ДЛЯ ОХРАННИКОВ

Согласно инструкции, если поведение возмущенных водителей переходит все границы, оператор должен вызвать группу быстрого реагирования. Правда, Роман к такой экстренной мере пока не прибегал и надеется, что в дальнейшем без подобной помощи обойдется.

А вот пару недель назад его коллеге из другого ЧОПа такая помощь была бы как нельзя кстати. На 301-м километре трассы Орел - Тамбов из проезжавшего микроавтобуса «Газель» вышел пассажир, подбежал к переносной камере, опрокинул ее и пытался разбить прибор, пиная ногами. Охранник так и не решился осадить хулигана. Хорошо, что поблизости оказался наряд ДПС, который и задержал мужчину. В скором времени его судьбу должен решить суд.

Но вот не подоспей вовремя сотрудники ГИБДД, участь радара могла бы оказаться плачевной. А ведь только одна камера стоит порядка 500 тысяч рублей (с дополнительным оборудованием: ноутбуком, пультом настойки и т. д. - общая стоимость прибора превышает 600 тысяч).

ОВЧИНКА ВЫДЕЛКИ СТОИТ

За 10 месяцев 2013 года с помощью камер фотовидео-фиксации в Липецкой области было установлено 150 725 нарушений ПДД, а сумма штрафов составила более 60 миллионов рублей. Правда, в ГИБДД не привели отдельной статистики, сколько их выписано в то время, когда за переносными радарами следили гаишники, и за период, когда этой функцией наделены ЧОПы.

Но в любом случае овчинка выделки стоит. Сумма штрафов намного превышает стоимость самих устройств и оплату услуг ЧОПов. Кстати, как уверяют чиновники, вознаграждение частных охранных предприятий и зарплата их сотрудников не зависит от количества нарушений и суммы выписанных штрафов.